На днях на 79–м этаже "Лахта Центра" его святейшество патриарх Кирилл освятил статую "Ангел–хранитель Санкт–Петербурга", "точную копию скульптуры с Александровской колонны на Дворцовой площади". Её воздвигли на обзорной площадке, на высоте около 350 метров, что примерно в 7,5 раза выше колонны на Дворцовой.
Для мирян площадка пока закрыта, но фотографии позволяют оценить задумку. Как и оригинал, новый ангел попирает змия. То, первое попирание с Дворцовой, как отмечает "Википедия", "символизирует мир и покой, который принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками". Впрочем, из пояснительной записки к проекту Огюста Монферрана и Бориса Орловского видно, что имеется в виду не только Наполеон: "Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль — сим победиши".
Нынешний ангел, из башни, вознёсся не в пример выше, уже куда–то за облака (и змий, с которым он борется, наверное, более грозный). Но наш небесный покровитель всё так же мило улыбается, когда топчет вражду и злобу. Александровская колонна на Дворцовой задумывалась как памятник царю Александру I: функционального значения гранитный монумент не несёт. "Лахта Центр" тоже пока не обжит и существует как громадный обелиск, своего рода колонна Траяна. Правда, в той колонне внизу ещё был предусмотрен зал, где хранились золотые урны с прахом самого императора и его супруги. И был издан указ, что любой, кто повредит колонну, будет предан смерти.
Духовное значение новой высоты Петербурга обеспечено по–другому. Крест, который несёт ангел из Лахты, не просто крест — в него заложены мощи апостолов Петра и Павла. И можно предположить, что мощи эти были обретены чудом. Ведь считается, что апостол Пётр похоронен под собором Святого Петра в Риме. Его сподвижник Павел покоится тоже под итальянским солнцем, в базилике Сан–Паоло–фуори–ле–Мура. Впрочем, мощи этих святых есть и в некоторых городах России. Сайт "Милосердие.ру" рассказывает, как свершилось такое чудо, со ссылкой на настоятеля Кадашевского храма в Москве. К батюшке в перестройку подошёл один итальянец и сказал, что у него бабушка в Ватикане работает. Православная. Дала бабушка внуку мощи и велела раздать по российским храмам. А тот и привёз ковчежки в рюкзаке с рубашками. А то, что мощи подлинные, то заверил старец иеромонах Павел, которому воля Божья открывалась.