Архитекторам нужно вернуть былое уважение к профессии и дать простор где развернуться.
В русском языке существует три синонима наименования профессии архитектора: возвышенное — "зодчий", архаическое трогательное — "хитрец", и отвратительное бюрократическое — "проектировщик по разделу “Архитектура”". Последнее наименование отражает постоянно действующий в течение последнего полувека общественный конфликт в области архитектуры.
Конфликт нам достался от эпохи упрощения, сведения на нет профессии в 60–е годы прошлого века.
В этот период так называемый "строительный комплекс", оснащённый типовыми проектами из бетонных панелей, коллективно вообразил, что он–то, умелый и могучий, и есть наш главный строитель. К сожалению, революция 1991 года не вернула профессионалам–архитекторам былого уважения, характерного для XIX и первой половины XX века.
Несмотря на постоянный пересмотр законодательства и изменения терминологии, игры в "урбанистику" вместо градостроительства, а также "мастер–план", "правила землепользования и застройки" вместо генерального плана — деятельность архитектурного цеха в нашем городе в ходе истории всегда опиралась на генеральный план города.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Архитектурный рейтинг "ДП" — 2022
Позитивный сценарий градостроительного развития, по моему мнению, выглядит следующим образом. Петербург объединяется с областью в один субъект Федерации. Это снимет напряжённость и разночтения на границе субъектов и даст значительную свободу в решении территориальных вопросов. Петербург возвращает концептуальную идею императора Петра Алексеевича, озвученную Пушкиным, — "природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно". Трасса "Скандинавия" становится трёхполосной в каждом направлении и дополняется новой трассой "Балтия" с южной стороны Финского залива в направлении Ивангород — Таллин.
Имея в виду узость Морского канала и в целом тяжёлую гидрологическую обстановку Маркизовой лужи, строится новый грузовой порт в западной части острова Котлин. Реализуются поэтапно все здравые идеи, связанные с освоением так называемого серого пояса. В связи с благоприятной экономической обстановкой становится возможным перейти на жилую малоэтажную высокоплотную застройку.
Ограничение по высоте ужесточится с 40 метров сейчас до 28 метров для жилых групп в составе освоения серого пояса и до 12–15 метров в застройке новых жилых территорий в пригородах. Начинается создание системы защиты исторической части Петербурга от повышения уровня Мирового океана. Градостроительная деятельность проходит на фоне освобождения от устарелых нормативов, например избыточного расстояния от автостоянок, установленного в годы карбюраторных двигателей.
Хороший градостроительный базис и правильная надстройка в виде работы мастеров, объединённых в конкурирующие бюро, позволят обновлённому архитектурному лицу Петербурга оставаться столь же прекрасным, как и в прошлом. Если геополитика не помешает.
Автор — Святослав Гайкович, соучредитель ООО "Архитектурное бюро “Студия–17”"