Туроператоры считают, что новые меры госрегулирования не решат поставленных задач.
Туристический бизнес готовится выполнять целую серию новых требований государства. На днях Совет Федерации одобрил доработанный законопроект о вводе электронной путёвки. С 1 сентября туроператоры будут вносить данные о каждой продаже в специальную электронную систему. Предполагается, что так удастся защитить потребителей от недобросовестных компаний и гарантировать выполнение операторами всех обязательств. Если компания нарушит норму 3 раза подряд в течение 3 месяцев, её могут исключить из единого федерального реестра. Норма коснётся как внутренних, так и выездных туроператоров.
Законопроект был внесён в Госдуму ещё в ноябре 2019 года и за это время претерпел немало изменений. Участники рынка указывают, что изначально целью законопроекта была безопасность туристов при форс–мажорных обстоятельствах. Единая база данных должна была помочь понять, где и сколько россиян отдыхает в настоящий момент.
Экспертов в связи с этим беспокоит вопрос охраны персональных данных. Генеральный директор туроператора ITS Виктория Шамликашвили обращает внимание, что до конца неясно, какую информацию о клиентах и в каком объёме нужно будет вносить в базу. "Главное достижение — компаниям не придётся платить за внесение проданных путёвок в базу. Но дьявол всегда кроется в деталях. Возможно, рано или поздно за это кто–то должен будет заплатить. Также важно, что заполнение базы нужно поручать отдельному специалисту, то есть у бизнеса увеличатся затраты на фонд оплаты труда", — говорит она.
Руководитель комиссии по выездному туризму РСТ Северо–Запад Мария Ушакова в беседе с корреспондентом "ДП" напомнила, что, согласно ещё одному закону, вступившему в силу с января 2022 года, туроператоры обязаны внести в единый реестр сведения о работающих с ними турагентах. В противном случае компаниям могут вменить штраф 50–100 тыс. рублей за каждый невнесённый договор. Сделать это нужно до 30 июня. Пока данные о них не будут внесены, агенты не смогут продавать туры. Таким образом, в стрессовой ситуации окажутся как турагенты, так и туроператоры.
Подобным лишним заботам бизнес не рад. Причём это касается не только новых договоров, как в случае с путёвками. По словам Ушаковой, главная сложность в том, что на сегодняшний день у туроператоров всё ещё нет доступа к реестру.
Кроме того, по данным "Известий", власти собираются создать резервный фонд, средства которого пойдут на выполнение обязательств перед авиапассажирами в случае форс–мажоров. Предполагается установить сбор 70–250 рублей с каждого перелёта. При этом, как утверждают в Минтрансе, на стоимости авиабилетов это сказаться не должно.
Виктория Шамликашвили отмечает: "Мы уже имеем “Турпомощь”, в которую компании осуществляют взносы, но получают нулевой выхлоп. История с новым реестром предполагает худшее стечение обстоятельств, потому что взнос будет зачисляться в фонд сразу после продажи билета. Это будет ещё один канал косвенных сборов, которые ничем не мотивированы и не решают задач, которые декларируются".