В 2019 году, самом благополучном для туристической индустрии, Петербург принял 10,5 млн туристов. В нынешней ситуации с санкциями и ограничениями ожидать повторения этих цифр не стоит. Тем не менее, главной задачей и властей, и представителей туристического бизнеса остаётся повышение привлекательности Северной столицы для туристов, в том числе за счёт раскрутки новых символов Петербурга. Эту тему эксперты обсудили на онлайн дискуссии "Турсезон 2022 — чем встретит Петербург" (организаторы — отдел конференций РБК и Retrogradu.net).
Группа "Медиалогия" специально для дискуссии посчитала, какие достопримечательности наиболее часто упоминались в соцсетях с 1 апреля по 26 мая. На первом месте с огромным отрывом — Эрмитаж (189 тыс. сообщений). На втором и третьем месте — Русский музей (Михайловский дворец) и Петергоф с 88 тыс. и 70,2 тыс. сообщений соответственно.
Герой нового "открыточного вида" Петербурга — "Лахта центр" — оказался на девятом месте с 35,4 тыс. сообщений, опередив по популярности крейсер "Аврору" (35,3 тыс.), Спас на крови (29 тыс.), "Газпром Арену" (21 тыс. сообщений) и Новую Голландию (17,4 тыс. сообщений), а также безусловные символы города — памятник "Медный всадник" (15,7 тыс.) и стрелку Васильевского острова (15,7 тыс.).
Как рассказал председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев, о генерации новых символов города власти задумались ещё в пандемию. "На фоне всеобщего падения туристического потока нам надо было понять, чем ещё, кроме традиционных маршрутов и музеев, мы можем привлечь туристов. Да, в Петербурге есть устоявшиеся места, но проблема в том, что в данном случае один раз приехали, посмотрели и всё. Больше неинтересно. Но для развития туристической отрасли мы должны создать 100–1000 причин, чтобы к нам приезжали ещё много раз. Нужно показать туристам что новое, или то, что они увидели, но не рассмотрели. Например, есть фонтаны Петергофа, а рядом — парк Александрия. Многие новые достопримечательности ещё незнакомы туристам, например, "Музей железнодорожного транспорта". Мои знакомые его посетили и сказали: "Это круто". Спасибо РЖД за этот проект", — отметил чиновник в ходе дискуссии.
По словам спикера, в Северной столице постоянно появляются интересные места. "Например, общественные пространства — тоже новое туристское предложение. Где можно в центре Петербурга сыграть в мини-гольф? В "Никольских рядах". Откуда можно уехать на кораблике посмотреть на стадион "Газпрома"? Это "Лахта центр". Закат — Севкабель порт", — говорит Сергей Корнеев.
Отдельное направления — это новые маршруты. "Перед новым годом мы совместно с комитетом по благоустройству "подсветили" маршрут в Коломне: "Мариинский театр", "Новая Голландия", Никольский собор, "Семимостье". И он стал самым популярным по количеству новогодних селфи в Петербурге. Даже библиотеки, где в дождь можно взять книгу и выпить кофе — тоже символ города. Наше главное предложение — почувствуй себя петербуржцем", — считает он.
С ним согласен генеральный менеджер отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы. "Мы видим всё больше интереса к неформальному отдыху — прогулки по крышам, пешеходные маршруты. К сожалению, изредка эти экскурсии наталкиваются на противодействие собственников зданий", — говорит он.
Отдельная отрасль, которая в последние годы стала символом Петербурга — гастрономический туризм. "К сожалению, в материалах, которые готовятся властями, нет досуга — рестораны, высокая кухня, которая в Петербурге хорошо развита. Мы проводим великолепный ресторанный фестиваль, но ни одного упоминания о нас нет", — сетует владелец сети Telegram-каналов, ресторатор Александр Сысоев. С ним согласен ресторатор, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар. "В Петербурге надо проводить больше крупных мероприятий, фестивалей. Например, в своё время мы планировали сделать фестиваль бефстроганов, но не получилось — не хватило денег", — говорит он. По его словам, в нехватку средств утыкаются многие идеи, которые город мог бы поддержать грантами.
Крупным событием этого лета станет проект "30 картин из жизни Петра Великого. 2022", который пройдёт при поддержке ПАО "Газпром".
"На Марсовом поле зрители увидят 30 картин, которые повествуют о жизни великого императора и его деяниях. Именно такая экспозиция была представлена горожанам 150 лет назад, на масштабном праздновании 200-летия со дня рождения Петра Великого. Наша цель — воссоздать атмосферу городского праздника, которая царила в 1872 году в Петровом граде, погрузить зрителя в исторические воспоминания", — рассказала Алина Зоря, куратор выставочного проекта. Из них 14 сохранившихся и отреставрированных картин из запасников Русского музея, а ещё 16 картин написаны специально для этого события современными художниками. Они разместятся в стилизованных под старину павильонах. "Думаю, что этот проект будет интересен не только горожанам, но и туристам", — полагает Алина Зоря.
"Лучшим годом для туристической отрасли был 2019-й, когда Петербург принял 10,5 млн туристов — из них половина иностранных, половина российских. Понятно, что сейчас будет меньше. Для Петербурга критическая точка — 5 млн гостей в год. Это точка безубыточности. Сейчас мы постепенно набираем обороты. Так, на день города загрузка была 60%", — добавил Сергей Корнеев.
С ним согласен Юнис Теймурханлы. "Да, день города прошёл ярко. Но в нынешней ситуации есть негативный тренд — падение платёжеспособного спроса. Даже если при высокой загрузке не будет обеспеченного туриста — будет плохо", — говорит он.