Через порты в Балтийском море проходит около 10% всего нефтяного экспорта России.
В ночь на 31 мая Европейская комиссия заявила о согласовании 6–го пакета санкций в отношении России. После того как Совет ЕС одобрит ограничения, в течение полугода страны Евросоюза должны будут отказаться от танкерных поставок нефти из РФ, а ещё через 2 месяца — и от закупок нефтепродуктов. Откладывается полное эмбарго на трубопроводную нефть из–за сильной зависимости от неё Венгрии, Чехии и Словакии. Также отсрочки до 2024 года на прекращение морских поставок из РФ добилась Болгария.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году на долю Евросоюза приходилось около 47% отечественного экспорта нефти. Всего в 2021 году Россия продала 230 млн тонн сырой нефти и 144 млн тонн нефтепродуктов суммарно на $180 млрд.
Через Петербург и Ленобласть в минувшем году экспортировалось — главным образом по морю — 21,6 млн тонн сырой нефти и 29,4 млн тонн нефтепродуктов, порядка 75% из них направлялись в Евросоюз, США и Великобританию (эти две страны отказались от российской нефти ещё в марте). Таким образом, регион может лишиться экспорта на $17,3 млрд.
По мнению аналитика нефтегазового рынка Михаила Крутихина, основной объём перевалки из портов Ленинградской области исчезнет. Перенаправить такой поток сырья, например, в КНР не получится по причине максимальной загрузки дальневосточных транспортировочных мощностей и инфраструктуры, работающей на приём.
"Китай получает примерно 80 млн тонн нефти из России. Если сверх того зафрахтуют какие–то танкеры из других портов, в том числе из Ленобласти, получится дополнительно никак не более 4–5 млн тонн в год, но это не спасение для российского экспорта", — полагает Михаил Крутихин.
Но по той же причине — перегрузки транспортной инфраструктуры на востоке России, в том числе трубопроводной и железнодорожной, — порты Чёрного и Балтийского морей остаются единственными вариантами для экспорта на азиатские рынки, указывает замдиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
"Учитывая, что в портах Санкт–Петербурга и Ленинградской области налажена логистика, я думаю, что большая часть грузов останется, но увеличится плечо транспортировки. А это покрывается дисконтами, с которыми сейчас продаётся российская нефть", — считает эксперт.
Аналитики сходятся во мнении, что приоритетным направлением для отечественного сырья в данных условиях становится Индия, которая, по некоторым оценкам, способна принимать по морю до 15 млн тонн российской нефти в год. Но как замечает Михаил Крутихин, на индийском рынке придётся столкнуться с сильной конкуренцией со странами Персидского залива, поэтому туда вряд ли получится направить больше 6–7 млн тонн, что всё равно не покроет потерю европейского экспорта.
Алексей Белогорьев считает, что отгрузки в Индию могут оставаться стабильными, пока сохраняется крупная скидка на российскую нефть, достигающая сейчас $35–40 на баррель. "Раньше мы поставляли туда только малые объёмы — по причине слишком большого плеча транспортировки проигрывали по конкурентоспособности. Сейчас за счёт дисконтов можно отправлять нефть из любого российского порта, и это всё равно будет дешевле, чем покупка из какой–либо другой страны",— говорит эксперт.
Однако он добавляет, что, как показывает опыт взаимодействия Индии с Ираном и Венесуэлой, компании в стране сразу сворачивают сотрудничество при возникновении санкционных рисков. Поэтому угроза вторичных ограничений для Индии может стать поводом отказа от поставок из России.