Во многих странах инфляция достигла максимумов за несколько десятилетий и в разы превышает целевые уровни (как правило, 2–4%). В ряде экономик рост цен в годовом выражении составляет уже десятки процентов, а кое–где — сотни. Основными драйверами процесса выступают цены на энергоносители, металлы и продовольствие.
Главной причиной является ускоренная накачка мировой экономики деньгами в целях борьбы с коронавирусным кризисом 2020 года. Ведущие мировые центробанки (ФРС США, Европейский центробанк, Банк Англии, Банк Японии и ряд других) за 2 года залили в глобальную финансовую систему почти $12 трлн, выкупая активы себе на балансы. В последнее время многие из них признали проблему и начали разворачивать денежно–кредитную политику (ДКП) в сторону ужесточения, сворачивая выкуп активов и увеличивая процентные ставки. Но, судя по всему, слишком поздно и слишком медленно, поскольку явного эффекта в виде замедления роста цен пока не видно.
Дополнительный импульс росту цен придали события на Украине. На Россию обрушились многочисленные санкции. Европейские страны готовятся постепенно отказаться от импорта российских энергоносителей, и разговоры об этом подогревают цены на нефть и газ.
Стоимость пшеницы на мировом рынке в связи с конфликтом двух крупнейших экспортёров этого зерна также рванула вверх. Однако другие продукты дорожали тоже. В апреле 2022 года среднее значение индекса продовольственных цен ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН) составило 158,5 пункта, что было лишь на 1,2 пункта ниже рекордного значения, зафиксированного в марте, однако на 36,4 пункта выше показателя за соответствующий период прошлого года. Индекс ФАО отражает изменение международных цен на наиболее ходовые продовольственные товары: мясо, зерновые, молочную продукцию, растительные масла и сахар.
Ситуация усугубляется тем, что некоторые страны–экспортёры, например Индия и Россия, вводят временные запреты на экспорт отдельных видов продуктов (пшеницы, риса, подсолнечника, сахара и т. п.).
Протесты, связанные в том числе и с ростом цен, уже проходят в отдельных странах, причём не только в неблагополучных вроде Ирана и Шри–Ланки. Вчера, 31 мая, профсоюзы работников государственного сектора Бельгии провели Национальный день действий. Их требования, в частности, были связаны с повышением покупательной способности зарплат и увеличением пенсий.