В четверг, 2 июня, страны — участники соглашения ОПЕК+, в том числе и Россия, договорились увеличивать добычу нефти в июле и августе текущего года быстрее, чем предполагалось ранее, — на 648 тыс. баррелей в сутки вместо 432 тыс. Таким образом, действие соглашения, заключённого ещё в 2016 году, завершится не в конце сентября 2022 года, а на месяц раньше. Исключения России из соглашения, как прогнозировал The Wall Street Journal со ссылкой на неназванные источники, не произошло. Котировки чёрного золота на биржах отреагировали на будущее увеличение добычи парадоксально — они за пару часов выросли на 2%.
Ограничения на производство нефти утратили свою актуальность из–за сильного роста её стоимости: баррель сорта Brent с начала текущего года подорожал в 1,5 раза, до уровня выше $120. Такой же относительный прирост цены он показал за весь предыдущий год. А увеличение стоимости нефти, в свою очередь, объясняется повышением спроса на топливо для транспорта в связи со снятием антиковидных ограничений.
Россия в последние месяцы остаётся несколько в стороне от этого праздника жизни для остальных нефтедобывающих держав. Добыча в июне вырастет, пообещал накануне вице–премьер РФ Александр Новак. В мае она тоже увеличивалась, но это было восстановление после провала в марте и апреле. Чиновник объяснил этот провал сменой логистических цепочек, удорожанием фрахта и некими ограничениями, имея в виду, вероятно, отказ некоторых потребителей покупать российскую нефть.
Скорее всего, несмотря на все международные санкции, наша страна действительно останется одним из крупнейших поставщиков жидких углеводородов на мировой рынок. Правда, продавать их придётся с большими скидками. Уже сейчас ряд покупателей платят за российскую нефть Urals по $70–80 за баррель, что делает её на десятки процентов дешевле, чем эталонный сорт Brent.
Как рассказал на днях президент США Джо Байден, страны Европы анализируют возможность принятия мер, направленных на то, чтобы Москва продавала нефть по цене ниже рыночной. Цель этих мер — отнять у страны как можно больше финансовых ресурсов, чтобы ей не на что было продолжать спецоперацию на Украине. Однако ждать, что цена барреля Urals в результате устремится к нулю, не стоит. Как говорят в народе, вода дырочку найдёт. Нефть хоть и не вода, но тоже найдёт пути к покупателям. Доходы нефтяников и российского бюджета упадут, но не катастрофично.