Иностранные инвесторы ожидают крупнейшего сокращения вложений в Россию как минимум за последние 11 лет. Только 7% рассчитывают, что в 2022 году инвестиции в бизнес на территории нашей страны будут расти. Об этом сообщил 9 июня генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Тадзио Шиллинг на презентации ежегодного исследования "Стратегии и перспективы деятельности европейских компаний в России".
Отметим, что АЕБ объединяет более 500 компаний. В её опросе, проведённом в апреле-мае 2022 года, приняли участие 107 компаний, то есть около 20% членов ассоциации.
"Компании стоят перед беспрецедентными вызовами. Санкции, геополитическое напряжение — с одной стороны, с другой — разрушение цепочек поставок и так далее. Это, конечно, тоже оказывает сильное давление на инвестиционные планы на этот год", — отметил Тадзио Шиллинг.
"Ожидания компаний по поводу увеличения или снижения инвестиций тоже почувствовали сильное влияние. Ожидание, что инвестиции увеличатся, снизились с 45% до 7% в этом году", — сказал он.
Ещё 70% опрошенных ожидают, что инвестиции в Россию в 2022 году будут снижаться. И это худшая оценка как минимум с 2011 года, начиная с которого идёт отсчёт в презентации главы АЕБ. Так, из неё следует, что в 2015-2016 годах (после присоединения к России Крыма) количество иностранных компаний, ожидающих роста инвестиций, было втрое больше, чем сейчас, и составляло 23%.
Добавим, что под влиянием санкций и российских контрмер иностранные компании сократили бюджеты на рекламу и маркетинговые исследования (47% респондентов), приостановили новые инвестиции (45%), изменили инвестиционные планы (41%), а также отложили выпуск новых товаров и услуг (32%).
"Краткосрочные ожидания самые пессимистические: это соответствует экономической и геополитической картине, которая сейчас перед глазами у всех. В среднесрочной (3-5 лет. — прим. Ред.) — видно, что эти ожидания ухудшились по сравнению с прошлым годом. Но если мы посмотрим совсем в дальнее будущее, то там сохранились оптимистические ожидания европейского бизнеса", — отметил Тадзио Шиллинг. Речь идёт о временном промежутке в 6-10 лет, говорится в презентации.
"Мы делаем из этого два вывода. Во-первых, европейский бизнес всегда имел долгосрочные планы в России, показывал большую лояльность и привязанность к российскому рынку, потребителям и партнёрам. И второе: бизнес оценивает возможность преодоления текущих сложностей как возможную. Если бы он не ожидал, что проблемы решаемы, вряд ли он сохранил бы такой относительный оптимизм в долгосрочной перспективе", — резюмировал он.