На рынке доставки готовых рационов становится больше сервисов–лоукостеров. При этом аудитория в Петербурге сокращается, а конкуренция затухает.
В Петербурге и Москве начал работать новый сервис доставки рационов питания "Приём", позиционирующий себя как лоукостер. Подписка на месяц стоит всего 9,9 тыс. рублей, что примерно в 2 раза меньше, чем у большинства конкурентов. Новый бренд создали в Grow Food. В пресс–службе компании корреспонденту "ДП" рассказали, что тестировали этот сервис несколько лет, успели запустить несколько итераций, проверяли разные гипотезы. И теперь, собрав весь опыт воедино, создали новый продукт.
"В “Приёме” собрано готовое понятное меню, без возможности менять блюда, которая есть, например, в Grow Food. Это позволило нам упростить процессы закупки продуктов, приготовления и сборки заказов", — говорят в компании. Еда в новом сервисе — проверенные за несколько лет экспериментов простые блюда, технология приготовления которых уже отточена. Благодаря этому удалось сократить издержки.
Однако формально "Приём" — не первопроходец на рынке. Фабрика здоровой еды "Питание+Польза" ввела лоукост–тариф ещё в январе 2021 года.
По мнению генерального директора "Лаборатории трендов" Елены Пономарёвой, на данном рынке почти нет конкуренции. Grow Food добавляет ультрадешёвую линейку, чтобы загрузить свои производственные мощности и не допустить серьёзного простоя на фабриках–кухнях. Новые игроки, если они и появятся, будут вынуждены уйти в ценовую гонку, но ниже стоимости лоукостера опуститься они уже не смогут.
Руководитель компании GastroNorma Данил Герасимиди подчёркивает, что, запуская лоукостеры, сервисы расширяют матрицу своих целевых аудиторий и начинают работать с массовым потребителем. Параллельно появляются доставки с очень высоким чеком. Например, бренд "Зожефина" предлагает клиентам индивидуальное меню за 98 тыс. рублей в месяц. И у таких сервисов тоже есть свой потребитель, особенно в крупных городах, таких как Москва и Петербург.
Основатель холдинга Performance Group Артур Зелёный рассказал, что из–за высокой конкуренции цены на готовые рационы и так достаточно низки. По этой причине многие компании не могут отбить затраты на привлечение клиентов, организацию производства и доставку заказов. В результате с начала года несколько сервисов уже ушли с рынка.
Он добавляет, что в начале марта весь рынок заметил падение. Оно было связано с некоторой растерянностью клиентов из–за скачков курса валют, а также с запретом на рекламу компаний в заблокированных в России соцсетях. "Сейчас мы видим положительную динамику в росте числа заказов. Спрос полностью восстановился", — говорит Артур Зелёный.
Лидер проекта "ВкусМил" Элем Поляков отмечает, что за 2021 год выручка проекта выросла на 130%, средний чек — на 6,5%. "ВкусМил" начал 2022 год с оптимизации внутренних процессов. По итогам I квартала 2022 года выручка выросла на 207%, средний чек — на 132%. "Влияние кризиса ощутили только точечно — в самый разгар мы наблюдали снижение числа новых покупателей. Сейчас ситуация нормализовалась, а спрос растёт", — рассказывает Элем Поляков.