Не договорились на берегу: на подмогу к противникам намыва пришли экологи

Автор фото: shutterstock

Хотя местным жителям не удалось предотвратить старт работ по северному намыву Васильевского острова, они не сдаются. Им на помощь пришли экологи, одержавшие судебную победу над девелопером.

По крайней мере с весны идут активные работы по формированию северной части намыва. По мере увеличения их интенсивности растёт и протест местных жителей. Поддерживаемые местными политиками, они регулярно собираются на встречи в районе стройки. Эти собрания называют чаепитиями. Кроме того, они читают стихи, проводят флешмобы — всё в знак солидарности против продолжения намыва.
6 июня региональная общественная организация "Санкт–Петербургское общество естествоиспытателей" выиграла в апелляции арбитражное дело у ООО "ЛСР.Простор", в котором требовала в течение 3 дней с момента вступления решения суда в силу передать проектную документацию по инженерной подготовке территории, в том числе по "увеличению высотных отметок". То есть по формированию северной части намыва в виде огромной песчаной насыпи высотой до 7 метров, берегоукреплению этой насыпи и формированию нового участка русла реки Смоленки.

Не дали естествоиспытать

Как установлено судом, в марте 2021–го комитет по природопользованию зарегистрировал заявление естествоиспытателей о проведении общественной экспертизы. Затем общество обратилось за документацией к инвестору и проектировщикам, но ни там, ни там ответа не получило. Между тем по закону № 174–ФЗ "Об экологической экспертизе" граждане и общественные объединения могут проводить свою экспертизу в отношении потенциально опасных объектов (до или одновременно с государственной экологической экспертизой). При этом они имеют право получать у заказчика документацию в полном объёме.
Впрочем, даже если общественная экспертиза выдаст отрицательное заключение на проект, само по себе это не приведёт к его остановке. Поскольку основная цель общественной экспертизы — информирование общества. Только так люди могут получить доступ к проектной документации, которая охраняется авторскими правами.
И всё же работа точно не пропадёт. Она потребуется для другого судебного процесса. Ведь одновременно в Куйбышевском суде группа граждан (в карточке суда истцами указаны Дмитрий Анисимов, Ольга Галкина, Илья Кушов, Екатерина Миркина и Общество естествоиспытателей) оспаривают заключение государственной экологической экспертизы на проект. Успех в этом начинании теоретически может привести к остановке работ.
Оспариваемое заключение было выдано в октябре 2021 года сроком действия 5 лет. Жителям не нравятся возможные последствия намыва (например, утрата стихийного пляжа) и сопутствующие неудобства, хотя это, в сущности, и необязательно является предметом рассмотрения суда по данному делу.

Ещё никто не проскочил

Естестествоиспытатели, участвуя в процессе в Куйбышевском суде, надеются, что если им удастся сделать по заказу жителей общественную экспертизу, её можно будет представить на этом суде. Что же касается их арбитражного спора с "ЛСР.Простор", в обществе отмечают, что для них это уже четвёртое дело такого рода и предыдущие они выиграли, так что никому не удалось "проскочить", затягивая время.
Вскоре ситуация для общественников, правда, может измениться. В мае в Думу группой депутатов были внесены поправки к федеральному закону "Об экологической экспертизе", которые резко сокращают возможности для её проведения в независимом порядке. В пояснительной записке одной из задач названа "оптимизация процедур организации и проведения общественной экологической экспертизы в целях повышения её эффективности с учётом исключения возможных злоупотреблений (общественная экспертиза будет организовываться и проводиться общественными палатами, также определён круг лиц, которые могут инициировать такую экспертизу)".

Тяжело идёт

История с намывом разворачивается с 2005 года, когда участок акватории площадью около 477 га был передан из федерального ведения в собственность Петербурга. Впоследствии он был сдан в аренду АО "Терра нова", которое в свою очередь привлекало частных застройщиков. В соглашении города с АО что–то сразу не сработало. Жилые дома появились раньше, чем полноценные дороги и другая необходимая инфраструктура. "Первое, что меня смущает, — вы уже готовитесь к получению заключения о соответствии объекта, а квартальных дорог нет вообще. То, что я сегодня увидел, называется “технологический проезд”. Какой может быть ввод объекта?" — задавался вопросом в 2017 году бывший в ту пору вице–губернатором Игорь Албин. Возможно, объяснялось это тем, что намыв продвигала Валентина Матвиенко, а нехватка дорог обнаружилась уже при Георгии Полтавченко.
В Смольном чуть не угрожали остановкой строительства, но всё же договор освоения территории был продлён, и южная часть намыва продолжает застраиваться. При этом взаимопонимания, похоже, не удавалось достичь до последнего времени. Во всяком случае, как сообщал "ДП", Смольный отказал "Терра нове" в выкупе двух участков "учитывая позицию администрации Василеостровского района о перенасыщении южной части намывной территории жилыми комплексами" (администрация настаивала, чтобы там построили детские сады, а не жильё со встроенными садиками). Компания, впрочем, успешно оспорила отказ в суде.

Вызывает сомнения

Права на освоение северной части намыва "Терра нова" уступила "Группе ЛСР". Новые грандиозные планы пугают жителей возможным в будущем перенаселением и текущими неудобствами, связанными со строительными работами. В компании отвечают рекламным слоганом: "Стройка — на время. Комфорт — навсегда". Кроме того, активисты опасаются, что будут воспроизведены проблемы южного намыва, связанные с нехваткой инфраструктуры и с "песчаными бурями".
Единая концепция застройки северной части намыва преимущественно жильём в конце апреля выносилась на градсовет, где тоже вызвала споры. Но всё же градсоветники решили "одобрить эскиз застройки" 19 голосами за при 11 против. Новый район рассчитан на 130 тыс. жителей. Хотя ранее отведённые в проекте планировки под общественно–деловую функцию пространства перепрофилированы под жилую, по словам рецензента Александра Кошарного, "все нормы обеспечения социальными объектами пересчитаны и выполнены в соответствии с действующими требованиями". При этом замгендиректора Института территориального развития Владимир Аврутин отметил, что "вызывает сомнение создание здесь исключительно жилого района". Архитектор Сергей Орешкин предложил "проанализировать положительные и негативные черты застройки на южной части намыва, чтобы не повторять ошибок", а ректор Академии художеств Семён Михайловский призвал КГА "остановить ход работ", поскольку "южный намыв не благополучен, продолжать в том же духе нельзя, это не соответствует представлению о здоровой и счастливой жизни".
Мы выиграли во второй инстанции суд. Это промежуточный шаг, но очень важный. Нам обязаны предоставить документацию в окончательной редакции, которой никто, кроме заказчика и государственной экологической экспертизы, не видел. Нам говорят, что её могли видеть на слушаниях. Это ложь, потому что на слушания выносится предварительная оценка воздействия на окружающую среду. По закону после слушаний, после того, как все выскажут свои замечания, заказчик меняет содержание документации. И вот эта версия — она уже не публикуется. Поскольку мы исходим из презумпции добросовестности, то предполагаем, что заказчик исправил все ошибки, на которые ему указали жители. И поэтому, может быть, там нет никаких нарушений законодательства, на которые указывали граждане в период проведения слушаний. Дальше это было подано на госэкспертизу, которая тоже высказывает свои замечания, и они устраняются уже по ходу пьесы. И в заключении госэкспертизы, которое уже предоставлено гражданам, мы видим просто таблицу, в которой написано, что то–то и то–то исправлено. Мы думаем: как похорошел проект! Наверняка там всё стало идеально. Только саму документацию мы ещё не видели. И теперь задача — получить эту документацию и просто проверить, так ли всё хорошо, как это предполагается из презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений.
Александр Карпов
эколог
"Группа ЛСР" приступила к реализации масштабного проекта "Новый Васильевский" (так называемый северный намыв) — сейчас на участке ведутся подготовительные работы, которые не требуют получения разрешения на строительство. Проект прошёл все необходимые согласования, в том числе государственную экологическую экспертизу, перед началом которой проводились открытые общественные слушания. В рамках проекта наша компания планирует возвести около 700 тыс. м2 жилья, обеспечив будущий квартал необходимой коммерческой и социальной инфраструктурой.
пресс–служба "Группы ЛСР"
То, что произошло на южном намыве, — страшная градостроительная ошибка. У нас уникальные прибрежные территории застраиваются спальной и, не хочется обижать жителей, полутрущобной застройкой, домами–человейниками, как в Кудрово и Мурино. Никакой социальной инфраструктуры там не было продумано, длительное время не было ни одного детского сада. У меня нет никаких сомнений, что это повторится и здесь. Там тоже рисовали красивые планы, но потом землю нарезали на куски и застроили коробками.
Дмитрий Анисимов
активист