Хотя местным жителям не удалось предотвратить старт работ по северному намыву Васильевского острова, они не сдаются. Им на помощь пришли экологи, одержавшие судебную победу над девелопером.
По крайней мере с весны идут активные работы по формированию северной части намыва. По мере увеличения их интенсивности растёт и протест местных жителей. Поддерживаемые местными политиками, они регулярно собираются на встречи в районе стройки. Эти собрания называют чаепитиями. Кроме того, они читают стихи, проводят флешмобы — всё в знак солидарности против продолжения намыва.
6 июня региональная общественная организация "Санкт–Петербургское общество естествоиспытателей" выиграла в апелляции арбитражное дело у ООО "ЛСР.Простор", в котором требовала в течение 3 дней с момента вступления решения суда в силу передать проектную документацию по инженерной подготовке территории, в том числе по "увеличению высотных отметок". То есть по формированию северной части намыва в виде огромной песчаной насыпи высотой до 7 метров, берегоукреплению этой насыпи и формированию нового участка русла реки Смоленки.
Не дали естествоиспытать
Как установлено судом, в марте 2021–го комитет по природопользованию зарегистрировал заявление естествоиспытателей о проведении общественной экспертизы. Затем общество обратилось за документацией к инвестору и проектировщикам, но ни там, ни там ответа не получило. Между тем по закону № 174–ФЗ "Об экологической экспертизе" граждане и общественные объединения могут проводить свою экспертизу в отношении потенциально опасных объектов (до или одновременно с государственной экологической экспертизой). При этом они имеют право получать у заказчика документацию в полном объёме.
Впрочем, даже если общественная экспертиза выдаст отрицательное заключение на проект, само по себе это не приведёт к его остановке. Поскольку основная цель общественной экспертизы — информирование общества. Только так люди могут получить доступ к проектной документации, которая охраняется авторскими правами.
И всё же работа точно не пропадёт. Она потребуется для другого судебного процесса. Ведь одновременно в Куйбышевском суде группа граждан (в карточке суда истцами указаны Дмитрий Анисимов, Ольга Галкина, Илья Кушов, Екатерина Миркина и Общество естествоиспытателей) оспаривают заключение государственной экологической экспертизы на проект. Успех в этом начинании теоретически может привести к остановке работ.
Оспариваемое заключение было выдано в октябре 2021 года сроком действия 5 лет. Жителям не нравятся возможные последствия намыва (например, утрата стихийного пляжа) и сопутствующие неудобства, хотя это, в сущности, и необязательно является предметом рассмотрения суда по данному делу.
Ещё никто не проскочил
Естестествоиспытатели, участвуя в процессе в Куйбышевском суде, надеются, что если им удастся сделать по заказу жителей общественную экспертизу, её можно будет представить на этом суде. Что же касается их арбитражного спора с "ЛСР.Простор", в обществе отмечают, что для них это уже четвёртое дело такого рода и предыдущие они выиграли, так что никому не удалось "проскочить", затягивая время.
Вскоре ситуация для общественников, правда, может измениться. В мае в Думу группой депутатов были внесены поправки к федеральному закону "Об экологической экспертизе", которые резко сокращают возможности для её проведения в независимом порядке. В пояснительной записке одной из задач названа "оптимизация процедур организации и проведения общественной экологической экспертизы в целях повышения её эффективности с учётом исключения возможных злоупотреблений (общественная экспертиза будет организовываться и проводиться общественными палатами, также определён круг лиц, которые могут инициировать такую экспертизу)".
Тяжело идёт
История с намывом разворачивается с 2005 года, когда участок акватории площадью около 477 га был передан из федерального ведения в собственность Петербурга. Впоследствии он был сдан в аренду АО "Терра нова", которое в свою очередь привлекало частных застройщиков. В соглашении города с АО что–то сразу не сработало. Жилые дома появились раньше, чем полноценные дороги и другая необходимая инфраструктура. "Первое, что меня смущает, — вы уже готовитесь к получению заключения о соответствии объекта, а квартальных дорог нет вообще. То, что я сегодня увидел, называется “технологический проезд”. Какой может быть ввод объекта?" — задавался вопросом в 2017 году бывший в ту пору вице–губернатором Игорь Албин. Возможно, объяснялось это тем, что намыв продвигала Валентина Матвиенко, а нехватка дорог обнаружилась уже при Георгии Полтавченко.
В Смольном чуть не угрожали остановкой строительства, но всё же договор освоения территории был продлён, и южная часть намыва продолжает застраиваться. При этом взаимопонимания, похоже, не удавалось достичь до последнего времени. Во всяком случае, как сообщал "ДП", Смольный отказал "Терра нове" в выкупе двух участков "учитывая позицию администрации Василеостровского района о перенасыщении южной части намывной территории жилыми комплексами" (администрация настаивала, чтобы там построили детские сады, а не жильё со встроенными садиками). Компания, впрочем, успешно оспорила отказ в суде.