Рынок франшиз в Петербурге претерпел изменения: спрос сместился в сторону российских недорогих проектов в сфере услуг и общепита.
В этом году в России будет открыто примерно на 15% меньше франшиз, чем в прошлом. Часть компаний, приостановивших деятельность в стране или ушедших с местного рынка, прекращают и свои франчайзинговые программы. Это касается бизнеса в абсолютно разных сферах. Из–за дорогих кредитов, проблем с логистикой и туманной судьбы международных брендов предприниматели пока не торопятся совершать сделки.
Вопрос цены
По данным исследования "Франшизы Партнёркин", в конце февраля 2022 года спрос сократился на 40%, что сопоставимо с показателями марта 2020–го.
Руководитель каталога franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что снижение спроса особенно чувствовалось в самом конце февраля — начале марта, тогда на рынке царила всеобщая растерянность. К середине мая активность в сфере франчайзинга восстановилась. Становятся популярны российские бренды. К международным компаниям инвесторы относятся с настороженностью — непонятно, кто из них останется в России, а кто уйдёт из страны.
Изменилась структура спроса и в части инвестиций в проект, и в части сфер бизнеса. В Петербурге наиболее востребованы франшизы в сфере недорогих услуг и ремонта.
"Бизнес, который связан с ремонтом, был популярен в 2019 и 2020 годах, но в 2021–м спрос на такие проекты снизился. Из–за пандемии сфера услуг либо ушла в онлайн, либо трансформировалась. Сейчас все постепенно возвращаются к привычным допандемийным форматам", — говорит Рождественская.
В связи со сложностями логистики и доставки набирают популярность франшизы логистических служб. Руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК "УНИВЕР Капитал" Андрей Верников отмечает, что эти услуги очень востребованы, а паушальный взнос у таких компаний небольшой (от 60 тыс. рублей). Любые бизнесы, оказывающие экономуслуги, сейчас актуальны. Например, парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники.
"В кризисные времена потребитель меньше внимания обращает на бренды и вынужден считать каждый рубль. Но у нынешней ситуации есть особенности: надо остерегаться популярных в 2021 году бизнесов, которые используют импортные комплектующие или ингредиенты. Любые франшизы, не связанные с таможней и таможенными ограничениями, интересны. В связи с уходом из России западного IT–бизнеса появились франшизы и в этой сфере. Пока IT–франшиз очень мало, но это перспективное направление", — подчёркивает эксперт.
Что–то попроще
Согласно исследованию "Франшизы Партнёркин", с февраля по май 2022 года лидирующие позиции в России занимают сети "Фасоль", "Гемотест", Pedant.Ru, лабораторная служба "Хеликс", "Чебаркульская птица", Domino's Pizza, "Крошка картошка", "33 Пингвина", "Пив&Ко", Surf Coffee. Хотя большинство популярных брендов — это компании, предоставляющие услуги в сфере общественного питания, рост спроса на подобные франшизы стремительным не назовёшь. Анна Рождественская рассказала, что интерес к покупке таких контрактов снизился на 12%.
Это произошло за счёт ухода или приостановки работы зарубежных компаний в этой сфере. Предприниматели, которые раньше оставляли заявки на франшизы, например, пиццерий, сейчас рассматривают российские бренды или вообще отложили вопрос покупки до лучших времён.
"Спрос сместился в сторону мелкоформатных концепций, потому что затраты на приобретение оборудования и ремонт при открытии классического ресторана выросли в среднем на 15–30%", — добавляет Анна Рождественская.
Андрей Верников уточняет, что многие точки питания были привязаны к торговым центрам. Но в связи с уходом из ТЦ иностранных брендов проходимость таких локаций ухудшается. Также большие проблемы у ресторанов, ориентированных на западную и восточную кухню. Стоимость многих ингредиентов для приготовления таких блюд выросла. Выход у подобных проектов один — сместиться в более дешёвый сегмент. К примеру, сейчас на рынке востребованы блинные и пончиковые, где используются отечественные недорогие продукты.
В Петербурге успешно развиваются местные франшизы шаверм "Vлavaшe" и пекарен, например "Хлебник", "Цех 85", "Север–Метрополь" и др.
Руководитель службы франчайзинга "Север–Метрополь" Алексей Гаркавенко отмечает небольшой рост спроса и в других регионах. Особенно в Москве, Московской области, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске.
"Что касается стоимости бизнеса, то несколько увеличились затраты на ремонт помещений. Но это с лихвой компенсируется увеличивающейся доходностью от франшизы кафе–кондитерских", — уточняет он.
В компании добавляют, что в целом наблюдают расширение рынка. Интерес есть в регионах, значительно отдалённых от столичных городов.
Здоровье всего дороже
Геополитическая ситуация сказалась и на рынке медицинского франчайзинга. За первое полугодие 2022–го количество заявок на покупку франшизы "Хеликс" снизилось на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Заместитель генерального директора лабораторной службы "Хеликс" Дарья Горякина подчёркивает, что в основном спрос снизился среди бизнесменов, которые были на начальном этапе поиска франшизы и только присматривались к сфере лабораторной диагностики. Сейчас многие из них выжидают.
Падение в сравнительных показателях объясняется и тем, что в 2021 году спрос на покупку франшиз в сфере лабораторной диагностики был очень высоким. Услуги частных лабораторий во время пандемии стали одними из самых востребованных. В прошлом году количество заявок на покупку франшизы "Хеликс" выросло в 2 раза и компания открыла рекордное количество новых точек — 134.
"С февраля 2022 года произошло небольшое снижение интереса к проектам лабораторных служб: во–первых, из–за улучшения эпидемической обстановки, во–вторых, из–за сложной экономической ситуации в стране на фоне политических событий. Тем не менее медицинский бизнес остаётся одним из самых кризисоустойчивых, потому что в своё здоровье люди будут вкладываться всегда", — считает Дарья Горякина.
Небольшое снижение заявок по франшизе заметили и в "Инвитро". Генеральный директор "Инвитро–СПб" Елена Чернер отмечает, что партнёры понимают условия рынка и выбирают медицинскую отрасль как наиболее устойчивую. В 2022 году в компании не остановили развитие, а сделали упор именно на франчайзинг. Например, разработали новый формат "Кобрендинг", позволяющий совместить офис "Инвитро" и медицинский центр партнёра.
Управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин считает, что в целом рынок франчайзинга продолжит перестраиваться и дальше. Сложившимся положением воспользуются российские компании, занимая те ниши, которые освободятся из–за ухода популярных зарубежных брендов. При этом некоторые ниши рискуют оказаться незаполненными из–за меньшей актуальности и спроса. В каких–то областях, напротив, появятся новые возможности, что всегда происходит во время трансформации экономики.