На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме впервые был представлен отдельный стенд, посвящённый Арктической зоне России, а одним из мощных визуальных впечатлений стал "ледяной куб" — павильон "Газпром нефти" с выныривающим прямо на зрителя 8–метровым моржом.
Несмотря на то что Арктический совет (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) вслед за многими приостановил свою совместную работу с РФ, Россия как председательствующая в "арктической восьмёрке" в 2021–2023 годах к теме Арктики на нынешнем форуме подошла основательно. Ведь разворот с Запада на Восток, о котором только и говорили на ПМЭФ–22, "если подумать, будет происходить через наш Север". Так на форуме заявил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, напомнивший, кстати, и о том, что доля Арктики в формировании ВВП сейчас диспропорциональна территории этого огромного региона.
Особо на ПМЭФ обсуждался главный арктический транспортный коридор — Северный морской путь (СМП). Депутат Госдумы РФ исследователь Арктики и Антарктики Артур Чилингаров назвал его "национальной транспортной магистралью". "И всё, что вокруг него, — это Россия", — подчеркнул легендарный полярник. К слову, в стране наконец будет воссоздано Главное управление Северного морского пути: единый инфраструктурный оператор СМП может появиться уже в июле.
Единый стенд "Арктика — территория диалога" собрал всех губернаторов северных территорий РФ, которые вновь говорили об "арктической столичности". Мурманск с особой экономической зоной "Столица Арктики" ещё в 2020–м заявил о своих претензиях на этот статус. "Зато у нас алмазы есть", — парировал архангельский губернатор Александр Цыбульский мурманскому коллеге Андрею Чибису. Глава Ненецкого автономного округа (НАО) Юрий Бездудный на это заявил, что Нарьян–Мар в таком случае — "жемчужина Арктики" и этот статус в НАО "за собой закрепили и никому не отдадут". Он также посетовал, что в настоящих столицах порой не знают, что лететь из Москвы до Нарьян–Мара — не 9 часов, а всего два с половиной, а "белые ночи не сравнить с питерскими". А ещё в НАО надеются, что дорогу Нарьян–Мар — Усинск, которая строится с 1985 года, всё–таки достроят уже в этом году. Ведь в округе нет ни порта, ни железнодорожных путей, ни ещё какого–либо сообщения с Большой землёй. А на отечественные "Лады" на Севере готовы пересесть и на бездорожье, лишь бы завелись в минус 50.