Российский авиапарк скорее заместят отечественными самолётами, чем разберут на запчасти. Но не так быстро, как говорят чиновники.
В середине июня авиакомпания "Россия", входящая в группу "Аэрофлот", пополнила свой флот 70–м самолётом Sukhoi Superjet 100. Лайнер компания получила от флагманского перевозчика группы в рамках бизнес–стратегии, согласно которой "Россия" фокусируется на региональных маршрутах внутри страны — для них как раз подходят ближнемагистральные "Суперджеты". Сам "Аэрофлот" рассчитывал занять место премиальных авиалиний, сделав упор на дальние международные рейсы, что в текущих условиях закрытого неба оказывается проблематичным. Тем не менее, как сообщают в пресс–службе "России", "Аэрофлот" не оставляет намерений полностью отказаться от "Суперджетов" и передаст "дочке" свой последний самолёт 1 сентября.
Хотя международные санкции существенно подкосили отечественную авиацию, в том числе и "Аэрофлот" (в марте компания даже потеряла лидерство по пассажиропотоку, уступив S7 и "Победе"), сохранять российские лайнеры у старейшего перевозчика страны нет необходимости, считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "Ещё пандемия показала, что бизнес–модель “Аэрофлота” весьма чувствительна к закрытию международных направлений. Соответственно, такого количества самолётов, которое было у компании, ей сейчас не нужно. Даже с учётом того, что “Аэрофлот” начал летать из регионов, я всё равно полагаю, что существующий парк избыточен", — высказывает мнение эксперт.
Бережливость не помешает
Олег Пантелеев отмечает, что в условиях, когда из–за дефицита запчастей неизбежно будет происходить "каннибализация" (использование части флота в качестве "доноров" составляющих для остальных самолётов), избыток воздушных судов у "Аэрофлота" даёт возможность дольше поддерживать лётную годность машин.
Читайте также:
Туризм
Авиация выздоровела от ковида
Также появляется надежда на приобретение комплектующих из третьих стран для не изъятых лизингодателями Boeing и Airbus. 17 июня посол КНР в Москве Чжан Ханьхуэй сообщил, что Китай готов поставлять детали для самолётов в Россию и над этим уже ведётся работа. При этом ещё в начале марта китайские поставщики отказывались сотрудничать в данном направлении с российскими авиакомпаниями — об этом сообщал начальник управления поддержания лётной годности воздушных судов Росавиации Валерий Кудинов.
Как ни парадоксально, угроза дефицита комплектующих нависает над "Суперджетами" даже больше, чем над самолётами иностранного производства. Примерно на 70% отечественные воздушные суда состоят из импортных деталей, а максимально импортозамещённая модель Superjet New пойдёт в производство не ранее конца 2023 года. За это время накопленные запчасти могут иссякнуть, поэтому, возможно, некоторым самолётам всё–таки придётся стать "донорами". "Ничего эксклюзивного в этом нет — с “Суперджетами” такое и раньше происходило", — без удивления говорит один из аналитиков рынка в беседе с "ДП".
Олег Пантелеев оценивает сегодняшнее положение скорее оптимистично. "Всё–таки российская сторона сумела сформировать довольно большие складские запасы комплектующих для “Суперджетов”, что в целом даёт возможность поддерживать парк в эксплуатации", — говорит он. Однако, по словам эксперта, сложности с поставками иностранных узлов всё равно ожидаемы, так как из–за санкций западные заводы могут просто свернуть выпуск уникальных устройств для отечественных самолётов.
Тем не менее закупка хотя бы некоторых механизмов через "дружественные" страны так или иначе поможет сохранить российские лайнеры пригодными для полётов, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. "У “Суперджета” есть как уникальные комплектующие, так и детали, аналогичные продукции Airbus. Западные партнёры тоже старались исхитриться, чтобы особо не вкладываться в новые производства, а пристроить то, что уже имелось", — объясняет Роман Гусаров.
По заявлениям перевозчиков, разбор "Суперджетам" в их парках пока не грозит. В пресс–службе авиакомпании "Россия" говорят, что большая часть флота — новые самолёты с длительным сроком эксплуатации, а на складах накоплен достаточный набор запчастей.
Представители компании "ИрАэро", в эксплуатации которой сейчас находится шесть экземпляров Sukhoi Superjet 100, сообщают, что в настоящий момент присутствуют некоторые трудности со снабжением российских самолётов компонентами, но решать их удаётся, поэтому разбирать лайнеры не будут.
"Наоборот, ситуация даже стабилизируется. Мы тесно работаем с промышленностью: есть сроки по снабжению запчастями от производителя, решения по судьбе ремонта двигателей предприятием “ОДК–Сатурн”. В частности, на следующей неделе планируем получить от ОДК два отремонтированных двигателя на “Суперджеты”. На ситуацию мы смотрим пусть с осторожным, но оптимизмом", — говорят в пресс–службе "ИрАэро".
Требуется ритмичный темп
В ходе ПМЭФ–2022 министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что до 2030 года авиаперевозчики страны получат около 1000 отечественных лайнеров — более сотни Superjet New, 270 среднемагистральных МС–21 (модель пока только проходит испытания), а также Ил–114–300, Ту–214, Ил–96 и новые региональные самолёты, находящиеся сейчас в разработке. При этом одновременно импортозамещаться будут действующие иностранные элементы воздушных судов.
Роман Гусаров считает такие обещания довольно амбициозными и даёт более скромный средневзвешенный прогноз. По его мнению, до 2030 года промышленность страны способна выдать порядка 500 самолётов — и это ещё будет огромной удачей.
"В этом году мы по большому счёту не можем производить никаких магистральных самолётов, кроме “Суперджета”, — но это будет ограниченная партия около 10 единиц, потому что дальше иссякнут иностранные комплектующие. Надо будет выпускать уже отечественный самолёт. А он пойдёт в серию, на мой взгляд, не раньше 2024 года, как и полностью импортозамещённый МС–21", — полагает аналитик.
Он поясняет, что в силу особенностей адаптации производства к новым условиям предел для 2024 года — 25 новых самолётов, включая несколько экземпляров Ил–96 и Ту–214. Далее мощности станут постепенно нарастать, и в течение следующих 4–5 лет возможно выйти на запланированный показатель по "Суперджетам", а также выпускать порядка 70 штук новых МС–21 в год — но это будет уже только на рубеже 2028–2029 годов.
Успех планов по полному замещению зарубежного флота российским, по словам Олега Пантелеева, зависит от того, как оперативно поставщики, разрабатывающие альтернативные иностранным системы, смогут выйти на ритмичные темпы работы.
"В целом, если мы говорим о производстве самолётов Superjet 100 ещё с импортными комплектующими, Объединённая авиастроительная корпорация уже демонстрировала способность выпустить более 30 лайнеров в год, поэтому сомнений в том, что она может поставить достаточно большое количество самолётов, нет", — резюмирует эксперт.