Выход ключевого германского партнёра из газового мегапроекта под Усть–Лугой не ставит на нём крест, но вынудит пересмотреть технические детали.
Крупнейший в мире химический концерн Linde объявил о выходе из проекта строительства завода по производству СПГ мощностью 13 млн тонн в составе комплекса по переработке этансодержащего газа (КПЭГ) близ Усть–Луги. Оператором предприятия выступает ООО "РусХимАльянс", которым в равных пропорциях владеют ПАО "Газпром" и АО "РусГазДобыча".
Немецкий Linde намерен вскоре разорвать EPC–соглашение с "РусХимАльянсом", подписанное в сентябре 2021 года. В рамках этого контракта паритетное предприятие немцев с "Северсталью" "Линде Северсталь" взяло на себя обязательства по изготовлению и поставке ключевых агрегатов для сжижения газа — спиральновитых теплообменников.
"В процессе изготовления теплообменников будут использоваться компоненты, изготовленные российскими предприятиями. Основные производственные процессы будут осуществляться на площадке “Линде Северсталь” в Санкт–Петербурге", — заявляли в январе этого года в "РусХимАльянсе".
Из совместного бизнеса Linde уже успел уйти. В конце апреля, по данным "СПАРК", "РусХимАльянс" стал владельцем половины предприятия, которая принадлежала "Северстали", а 17 июня и немецкая компания передала свою долю оператору СПГ–завода, который, таким образом, полностью консолидировал компанию. Теперь она называется ООО "Северные технологии".
Сложное оборудование требует регулярного обслуживания и специалистов, умеющих это делать, а также полного доступа к самой технологии сжижения газа. А продать на международном рынке СПГ, полученный на несертифицированном производстве, может оказаться сложной задачей.
В пресс–службе КПЭГ говорят, что произошедшие изменения не должны повлиять на ход реализации проекта, однако о технологических подробностях и возможных новых партнёрах пока предпочитают не рассказывать.
Для завода в Усть–Луге на стадии планирования рассматривали лицензирование технологии DMR для крупнотоннажного сжижения газа американской корпорации Air Products and Chemicals — её техпроцессы использует более 60% всей мировой СПГ–промышленности. Вторым вариантом была разработка MFC2 компании Linde, с которой в итоге и нашли общий язык. Тем не менее уход ключевого партнёра не означает автоматический крах проекта.
"У НОВАТЭКа есть собственная уже опробованная среднетоннажная технология “Арктический каскад”. “Газпром” заявлял, что тоже имеет свою технологию среднетоннажного сжижения мощностью около 1 млн тонн на одну линию, но она пока нигде не опробована", — говорит эксперт в сфере энергетики Александр Собко.
Таким образом, теоретически проект посильно реализовать и без западных игроков, но, возможно, придётся изменить детали компоновки комплекса. "Будет не один большой блок, а несколько средних. С точки зрения экономики потери окажутся минимальными, при этом есть и плюсы: если один из блоков выйдет из строя, то остальные смогут продолжать работать", — считает Александр Собко.
Инвестиции в проект уже оцениваются в 3 трлн рублей. На СПГ–заводе и технологически связанном с ним газовом комбинате планируют перерабатывать 45 млрд м3 этансодержащего газа в год и выпускать помимо 13 млн тонн СПГ ещё до 2,4 млн тонн сжиженных углеводородов.