Реанимированный пару лет назад проект строительства Высокоскоростной магистрали, задуманный ещё в прошлом веке, казался снова отложенным на фоне комментариев о "неактуальности". Однако в РЖД продолжают активно над ним работать, заявили участники Экспертной среды "ДП".
На территории Петербурга и Москвы проект реализуют в рамках Концепций развития городских железнодорожных узлов. Петербургская Концепция главным образом предполагает вывод из города грузовых железнодорожных потоков, чтобы "отдать" рельсы под внутригородские электрички. С ними будет связана и ВСМ. Для этого будут построены Северо-Восточный (Павлово–на–Неве — Орехово) и Юго-Западный (от Мги до Бронки) грузовые обходы, а на высвободившихся путях в черте города запустят два пассажирских маршрута: Ораниенбаум — Белоостров (через Пулково) и Гатчина — Токсово.
"Никаким официальным документом о том, что хотя бы один из этапов ВСМ остановлен, заморожен и что его не будет, я не располагаю. Единственное, что сейчас обсуждается: какой участок магистрали станет пилотным, на котором было бы возможно не только апробировать технологии ВСМ, но и после запустить в коммерческую эксплуатацию", — рассказал в рамках Экспертной среды "Делового Петербурга" главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов.
Напомним: в самом начале реализация длительного по времени проекта ВСМ была разбита на три этапа. Первый — входы в Москву (от Ленинградского вокзала до Зеленограда) и Петербург (от Московского вокзала до Обухово). Затем предполагался второй этап — участок от Крюково до Твери. Третий этап — центральный участок от Твери до Обухово, включая строительство новой станции Великий Новгород ВСМ.
Отметим, что участки ВСМ внутри Петербурга и Москвы будут строиться за счёт средств РЖД в рамках концепций развития железнодорожных узлов этих городов.
На фото: участники Экспертной среды "ДП"
обсудили планы строительства ВСМ
Не только в Москву
Чтобы максимально удовлетворить потребности населения территорий, по которым пройдёт ВСМ, и в то же время максимально собрать пассажиров, в концепции ВСМ есть так называемые региональные поезда. Они будут ходить не на всём протяжении магистрали, а только из Москвы до Твери и из Петербурга до Великого Новгорода в утренние и вечерние часы. Как обещают авторы идеи, житель Великого Новгорода сможет в семь утра сесть в скоростной поезд в центре города и примерно в семь тридцать быть на Московском вокзале в Петербурге, поскольку почти весь путь он проедет на скорости 400 км / ч.
"Когда ВСМ будет построена в полном объёме, то Октябрьская железная дорога считает возможным, чтобы история с региональными поездами осталась, с возможностью заезда некоторых региональных поездов в Великий Новгород. В центральном аппарате нас слышат. Транзитные же поезда между Петербургом и Москвой будут проходить в 15 км от Великого Новгорода", — уточнил Виктор Иванов.
Как отмечалось на Экспертной среде, из планируемых к 2030 году 23 млн человек пассажиропотока на ВСМ порядка 6 млн составят пассажиры региональных поездов: Петербург — Новгород, Москва — Тверь либо между Великим Новгородом и Тверью. Что даст мощный импульс к развитию этих городов не только с туристической точки зрения, но и как деловых центров, поскольку существенно сократит расстояние между ними и столицами.
Глава петербургского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев отметил, что существующий потенциал железных дорог недостаточен для перевозки всех желающих посетить Петербург. "Мы активно взаимодействуем с соседними регионами Северо–Запада, мы туристский хаб: люди приезжают к нам, а потом едут в Псков или в Новгород. И жителям Московской агломерации, и жителям Центральной России нужен комфортный скоростной транспорт, чтобы приехать в Петербург", — сказал он. На июньские праздники городские власти даже просили увеличить частоту движения поездов.
Добавим, что не поставлен на стоп и проект производства поездов для ВСМ на заводе "Уральские локомотивы" (совместное предприятие группы "Синара" и концерна "Сименс АГ"). Как отмечают собеседники издания, цеха в Верхней Пышме строятся, проектирование идёт. Запустить производство планировалось к 2025 году, но, возможно, февральские события внесут свои коррективы.