Частные кинотеатры закрываются без поддержки, вместе с ними несёт большие денежные потери сегмент торговых центров. Однако у бизнеса есть креативные методы решения проблем.
Голливудская кинокомпания Universal Pictures ликвидирует свой офис в России из-за "многочисленных сложностей, с которыми сталкиваются иностранные компании", об этом стало известно 2 июля. И хотя такие киногиганты, как Warner Bros., Disney, Sony и Paramount физически ещё остаются в России, их фильмы не показывают в залах с марта 2022 года после начала военной спецоперации РФ на Украине.
Без голливудских блокбастеров киноиндустрия оказалась в глубоком кризисе. Выяснилось, что нечего показывать кроме малочисленных отечественных картин и старого кино. Так для кинотеатров начались "голодные игры". Некоторые петербургские кинотеатры перешли на работу по выходным, другие сократили количество сеансов, третьи и вовсе прекратили свою работу.
Эпизод I: Кризис наносит ответный удар
Бизнесмены обратились за помощью к государству. Правительство же отклонило просьбу Ассоциации владельцев кинотеатров выделить 6.5 млрд рублей на поддержку отрасли. Такой сюжетный поворот бизнесменов не впечатлил, и теперь кинотеатры находятся на волоске от смерти.
Виктор Рудман, региональный представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Санкт-Петербурге, гендиректор кинотеатра "Мираж Синема", бьёт тревогу:
"Такое ощущение, что государство в лице некоторых государственных деятелей против кинотеатров. Потому что пока никакой помощи нам не оказано, хотя каждый день по всей стране десятками закрываются кинотеатры. Идёт цепная реакция, сегодня закрыто в районе 20% кинозалов."
По словам Рудмана, многие арендодатели начали давить на владельцев кинотеатров, большинство из которых находятся в торговых центрах. Ситуация подошла к катарсису. Содержать кинотеатры в ТЦ становится невыгодно, так как они занимают большую площадь и потребляют много энергии. Поэтому некоторые владельцы ТЦ вынуждают сокращать количество залов или вовсе в добровольно-принудительном порядке освобождать помещения.
"Я думаю, что половина кинотеатров протянет ещё пару месяцев, если не примут какие-то экстренные меры со стороны государства по спасению кинопроката" — заявил Рудман.
Государство всё же предпринимает попытки помочь рынку. Оно выделило 14,5 млрд рублей на производство отечественных кинопроектов. Это на 6 млрд больше, чем в предыдущем. Однако кинотеатрам легче от этого не станет. Эти фильмы доберутся до кинозалов в лучшем случае через полтора – два года, а показывать нечего уже сейчас.
На этом фоне государство продолжает осуществлять поддержку программы строительства новых кинозалов из расчёта 9 млн на 1 зал в городах населением до 500 тыс. жителей (причём, действующие кинотеатры не имеют права участвовать в этой программе). По этой программе было построено более 1 тыс. кинозалов по всей стране, что составляет около 20% от всего количества кинозалов, однако в сумме они приносят всего 5% сборов в общую кассу кинопроката.
Отечественные фильмы всё же выходят, но качество рекламной поддержки оставляет желать лучшего. Ушедшие дистрибьютеры хорошо помогали продавать картины, так как они имели и возможности и средства для обеспечения крупного медиапродвижения своего продукта. Теперь же, фильмы выпускаются, в основном, без должной рекламы, что сказывается на результатах проката. Кинотеатры занимаются продвижением сами, но этого явно не достаточно, рассказал Рудман.
Новых проблем владельцам кинотеатров добавляют требования от городских властей. По словам Рудмана, к владельцам кинотеатров направлены предписания о необходимости демонтажа старых вывесок кинотеатров в соответствии с новыми правилами, утверждёнными постановлением правительства Петербурга от 16.10.2020 № 856. В ситуации кризиса для некоторых кинотеатров смена вывески — это большая трата, которая серьёзно бьёт по бюджету.
Сейчас перспективы индустрии кинотеатров туманны. Одно ясно точно: без помощи большинство кинотеатров в скором времени закроются. Вероятно, "дьявол из машины" в виде прорвавшегося на экраны Голливуда и спасёт ситуацию, но пока реализовать такое возможно только путём бездоговорного использования прав на интеллектуальную собственность, в простонародье именуемого пиратством.
Эпизод II: Скрытая угроза
Кризис индустрии кинотеатров так или иначе затронет и потребителей. Участники рынка заверяют, что цены на билеты не вырастут вне зависимости от сокращения числа кинотеатров, и подобный досуг останется доступным для широких масс. Однако беда может прийти не с совсем очевидной, на первый взгляд, стороны.
Лучшее место для размещения кинотеатра — это торговый центр. Два этих бизнеса живут в симбиозе, обеспечивая друг другу стабильный человеческий и денежный трафик. Кинотеатры привлекают людей в торговый центр, а люди так или иначе что-нибудь себе купят и принесут ТЦ прибыль.
"Кинотеатр — одна из основных составляющих кластера развлечений в торговых центрах. На его долю приходится значительный объём трафика. Более того, гости кинотеатра имеют привычку совершать спонтанные покупки в ТРЦ до и после киносеанса" — рассказал Кирилл Степанов, управляющий директор MALLTECH Lab.
Степанов также заявил, что кризис индустрии кинотеатров привёл к снижению трафика торговых центров. При этом выход из ситуации ещё не найден. Владельцы ТЦ рассматривают разные варианты того, что можно сделать с кинотеатрами в будущем, но говорить пока об этом преждевременно.
Очевидно, что снижение трафика несёт за собой убытки. Падая в пропасть, индустрия кинотеатров задела крупный бизнес в лице торговых центров. В будущем может произойти ситуация, при которой любимые магазины либо закроются, либо переедут. А кто-то, может, и вовсе не переживёт этот кризис. Для конечного потребителя это чревато тем, что он лишается обилия выбора досуга и товаров, который был ранее.
Эпизод III: Новая надежда
Даже если этот условный Юрский период кинотеатров закончится апокалипсисом, некоторые представители индустрии точно останутся на плаву. И это муниципальные кинотеатры. Они менее подвержены кризису, так как спонсируются государством. Однако государство оплачивает далеко не все расходы, а поэтому коммерческий успех для кинотеатра всё ещё важен.
В пресс-службе государственного кинотеатра "Аврора" рассказали о том, как работает распределение бюджета. Смольный выделяет деньги на зарплаты сотрудникам, либо на коммунальные платежи. Однако текущие расходы оплачиваются из заработанных кинотеатром денег. Например, поломался автомат с попкорном. Деньги на его починку или замену будут потрачены из доходов.
Однако "Аврора", как и другие муниципальные кинотеатры, тоже пострадала от объективных причин, вызванных кризисом. Проблемы с выбором контента не исчезли, поэтому новых премьер становится всё меньше и меньше.
Тем не менее, "Аврора" всегда специализировалась на показе авторского и интеллектуального кино. Поэтому в кризис кинотеатр не растерял свою аудиторию. Сейчас в залах показывают ретроспективы известных режиссёров, которыми, по заявлению пресс-центра "Авроры", зритель доволен. Например, четыре показа фильмов Тарковского каждый раз собирали полный зал. Вероятно, скоро вообще все кинотеатры станут показывать авторское и интеллектуальное кино, потому что иного выбора в отсутствии контента нет.
И всё же на повторе старых фильмов долго жить не удастся, поэтому руководством кинотеатра предпринимаются меры по экспансии новых форматов.
"Мы хотим расширить нашу деятельность и не ограничиваться показом фильмов, проводить мероприятия на площадке, концерты, спектакли, перфомансы. Совсем недавно у нас выступил со своей авторской программой Виктор Сухоруков. Это была премьера в Петербурге, ответственный проект, который нам дал интересный и полезный опыт." — рассказали в пресс-службе "Авроры",
Вероятно, "Аврора" задала тенденцию, по которой кинотеатры перестанут быть просто местом, где показывают фильмы. Теперь это точка притяжения, которая объединяет вокруг себя любителей кинотеатрального искусства, предоставляя им различные варианты досуга.
Киноиндустрия в незавидном положении. Однако надежда остаётся. Кризис открыл дорогу новым возможностям, которые могут позволить создать кинотеатр будущего в виде большого разнопланового развлекательного кластера. Кроме того, государство дотирует создание большого количества отечественных кинокартин. Много новых авторов получат шанс проявить себя. Вопрос лишь в том, насколько качественным выйдет конечный продукт.
Неоспорим и тот факт, что далеко не всему рынку удастся пережить кризис. Много кинотеатров закроется, и не все из них откроют двери вновь. Тем не менее, совсем кино в России не погибнет. И даже Голливуд к нам когда-нибудь вернётся.