Рынок косметического ретейла и дрогери-магазинов продолжает расти. Сети делают ставку на российские бренды, новых поставщиков из Европы и Азии и собственные торговые марки.
Сети дрогери и косметических магазинов продолжают расширяться как в Петербурге, так и по всей стране. Этот сегмент остаётся достаточно устойчивым в сравнении с арендаторами из других сфер. Однако и здесь наблюдаются сложности. Многие крупные международные производители заявили об уходе с российского рынка или сокращении поставок.
В активном поиске
В первом полугодии 2022 года Петербург потерял крупного игрока — закрылась азиатская сеть Watsons. Компании в городе принадлежало 47 магазинов. Не так давно стало известно, что 28 из них займёт "Улыбка радуги". Ещё часть магазинов сменит профиль арендаторов.
Руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St.Petersburg Анна Лапченко отмечает, что в рамках сделки собственники получат готовое помещение, которое нужно будет лишь переформатировать и провести ребрендинг. Учитывая текущие сложности с логистикой и доставкой, рост затрат на отделочные работы, это наилучшее решение. Один из 28 новых магазинов "Улыбка радуги" в начале июля уже открылся на Невском проспекте, 128. Он стал тысячным в сети.
В Knight Frank St.Petersburg отмечают, что за последние 5 лет доля площадей, занимаемых дрогери–магазинами, находилась в районе 2,3–2,7% от общего объёма рынка. Пока им не удаётся преодолеть верхнюю планку этого диапазона. На конец первого полугодия 2022 года дрогери–магазины и точки продажи косметики занимают 2,5%.
Рынок развивается как за счёт расширения крупных сетевых ретейлеров "Магнит Косметик" и "Подружка", так и за счёт открытия объектов новых сетей, например Myondon, Banka–Home, Pilki shop. Анна Лапченко уточняет, что в последнее время стали набирать популярность магазины косметики корейского производства — на их долю приходится 30% открытий последнего года. Правда, не так давно в Петербурге закрылись магазины корейской косметики NK store — они перешли на онлайн–формат работы. Старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев добавляет, что сеть "Подружка" рассматривает только определённые локации для развития в городе на Неве, которые на сегодня заняты.
В пресс–службе "Улыбки радуги" рассказали "ДП", что всего в Северной столице и Ленобласти до конца года появится 40 новых точек продаж. В компании добавляют, что в Петербурге много магазинов с товарами для ухода за собой и за домом. Однако покупатели особенно требовательны к сервису, ассортименту, качеству товаров и цене. Далеко не все торговые точки, даже сетевые, могут соответствовать всем этим ожиданиям — особенно в нынешних непростых обстоятельствах.
Потенциал двух регионов видят и в сети "Магнит Косметик". "Мы продолжаем развитие формата дрогери в Петербурге и области и в этом году планируем открыть более 10 магазинов. Сейчас в Северной столице насчитывается около 100 таких точек. Дрогери является одним из наиболее успешных и востребованных форматов нашей компании", — заявили в пресс–службе "Магнита".
Сеть "Л’Этуаль" в этом году планирует открыть 50 новых магазинов. Но не в Петербурге, а в таких городах, как Волгоград, Краснодар, Анапа, Оренбург, Ростов–на–Дону и Южно–Сахалинск. В мае компания анонсировала запуск маркетплейса с товарами для красоты и здоровья. Именно с запуском маркетплейса и расширением ассортимента сеть связывает рост трафика в своих офлайн– и онлайн–магазинах.
У сети "Золотое яблоко" также нет планов по открытию новых магазинов в Петербурге в этом году. "Сейчас мы анализируем, что происходит с торговыми центрами, — их трафик, по нашим оценкам, снизился примерно на 20%. Сегодня наш главный приоритет — развитие e–commerce. Прирост этого направления к прошлому году составил 170%. По окончании 2022 года хотим войти в топ–15 e–commerce России", — рассказали в пресс–службе компании.
Уйти, чтобы остаться
О приостановке деятельности или сокращении присутствия в России ранее заявляли несколько крупных производителей бытовой химии и средств личной гигиены. В том числе Procter & Gamble, Unilever, Henkel, Johnson&Johnson. Из производителей косметики и парфюмерии о закрытии магазинов заявляли Estee Lauder (бренды Clinique, Bobbi Brown, MAC cosmetics), Moët Hennessy — Louis Vuitton (бренды Parfums Christian Dior, Parfums Givenchy, Guerlain и сеть магазинов Sephora), Coty (Burberry, Calvin Klein, Chloé, Gucci, Hugo Boss, Max Factor и др.), L'Oreal (Garnier, Maybelline New York, Lancôme, Vichy и др.), Dior, Chanel и т. д.
СЕО платформы для управления бизнесом на маркетплейсах Eggheads Денис Добряков отмечает, что, несмотря на заявления о приостановке импорта и экспорта продукции в Россию, товары таких компаний, как Unilever, Procter & Gamble, L'Occitane, Clinique, и других, успешно продаются на Wildberries. Аналитики платформы заметили, что по сравнению с февралём 2022 года предложение этих брендов возросло в разы. Число продавцов увеличилось в 10–15 раз, число новых представленных на Wildberries товарных позиций (SKU) — в 5–6 раз. Исходя из данных мониторинга Eggheads, пиковый спрос на многие бренды производителей Procter & Gamble и Unilever пришёлся именно на март (когда те заявляли об изменениях в отношении их работы в России). По отдельным позициям, например по брендам Dove, Rexona, выручка июня даже превысила мартовские показатели. Возможно, это связано с сезонными факторами.
Запаслись заранее
Ретейлеры заявляют, что их ассортимент пока не претерпел существенных изменений. В "Улыбке радуги", например, сумели сохранить разнообразие выбора. На полках магазинов по–прежнему представлено 15 тыс. наименований товаров. Кроме того, компания создаёт собственные торговые марки (СТМ) уже более 10 лет и сейчас имеет около 60 уникальных брендов. В текущем году она планирует увеличить долю товаров под СТМ в ассортименте на 20%.
"Мы постоянно ведём переговоры с потенциальными поставщиками из Европы и Азии: Турции, Армении, Белоруссии, Франции, Китая, Арабских Эмиратов. А также из России. В ближайшее время планируем организовать поставки от компаний из Сербии и Ирана. За последние полгода наш ассортимент расширился за счёт продуктов более чем 20 торговых марок", — подчёркивают в "Улыбке радуги".
Ассортимент бытовой химии и косметических товаров в I квартале этого года вырос в 2,7 и 3,3 раза соответственно. В компании уточнили, что он расширяется за счёт притока новых продавцов на маркетплейс.
В "Золотом яблоке" отмечают, что ассортимент сети изменится, но сложно делать прогнозы, когда именно это произойдёт и насколько. Ситуация по отдельным брендам часто меняется. Но сегодня у компании рекордная заполняемость складов благодаря серьёзным усилиям в конце марта. "У нас представлено около 100 тыс. товаров и 2230 брендов. До конца года планируем увеличить их количество до 2500. С февраля у нас появилось около 1000 новых бьюти–брендов", — утверждают в пресс–службе.
В "Л’Этуаль" также взяли курс на расширение ассортимента. В июне компания представила покупателям 367 новых брендов и 11 тыс. SKU. На данный момент в ассортименте сети насчитывается более 60 тыс. SKU. В "Л’Этуаль" замечают, что растёт спрос на бренды, сделанные в России. В мае их продажи выросли в среднем на 150%, поэтому сеть и дальше планирует пополнять ассортимент отечественными брендами, в том числе и под собственными торговыми марками. Облегчить эту задачу должно наличие у "Л’Этуаль" собственного производства в России.