"Киров–Энергомаш" не смог добиться в суде, чтобы Балтийский завод разрешил ему, как другим своим подрядчикам, отсрочить поставку турбин для ледоколов.
Верховный суд отказался рассматривать жалобу завода "Киров–Энергомаш" (КЭМ) на решение кассационной инстанции, отказавшей ему в иске к Балтийскому заводу, в котором он требовал продлить сроки поставки турбин для атомоходов "Сибирь" и "Урал" проекта 22220.
Поводом для иска стало то, что федеральные власти и заказчик, Атомфлот, разрешили Балтийскому заводу сдать ледоколы позже. А верфь своему подрядчику в этом отказала. При этом Балтзавод добровольно перенёс сроки по договорам с другими участниками производственной кооперации, заявлял в суде "Киров–Энергомаш" (входит в холдинг "Кировский завод" Георгия Семененко).
Контракт на поставку двух паротурбинных установок (ПТУ) завод и верфь подписали в 2016 году. Их общая стоимость превышает 5 млрд рублей.
КЭМ действительно столкнулся с проблемами при изготовлении техники. Так, под строительство первой ПТУ для головного ледокола ("Арктики") завод построил испытательный стенд. Возникали проблемы с финансированием заказа, а поставку деталей участники кооперации задерживали, поясняли ранее в пресс–службе Кировского завода.
Видимо, процесс по двум следующим атомоходам пошёл не легче. Отгрузить ПТУ планировалось соответственно через 11 месяцев и 1,5 года после заключения контракта. Позднее стороны подписали допсоглашение на поставку заказа по частям и на их дальнеший шеф–монтаж. В судебном иске КЭМ попросил внести изменения в заключённый договор и продлить сроки на 4 года — до сентября 2021–го и до июня 2022–го. Это очень близко к срокам сдачи "Сибири" и "Урала" заказчику. В свою очередь Балтийский завод заявлял, что причиной, по которой продлили сроки сдачи этих атомоходов, стал КЭМ и что задержка сроков — с его стороны (впрочем, суд первой инстанции отклонил этот довод как недоказанный).
К моменту судебных разбирательств основную часть ПТУ для ледоколов уже отгрузили заказчику. А Балтзавод выставил КЭМу неустойку по ним на 398 млн рублей.
В ходе рассмотрения этого дела КЭМ выиграл в первой и второй инстанциях. Однако проиграл кассацию. Не передавая дело на новое рассмотрение, она отказала заводу в иске. Теперь его отказалась рассматривать и судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ.
"Примечательно, что этот спор является основным как с материально–правовой, так и с процессуально–правовой точки зрения. Требования Балтийского завода о взыскании с КЭМа договорной неустойки являются акцессорными, то есть зависят от результатов рассмотрения спора о внесении изменений в договор", — отмечает старший юрист компании "Варшавский и партнёры" Владислав Гончаров. По его оценке, теперь шансы Балтзавода на взыскание неустойки с КЭМа не просто возросли, а стали реальными с учётом норм о преюдиции. Итоги рассмотрения дела юристу кажутся спорными. Требования КЭМа, безусловно, стоит оценить как превентивные, чтобы не допустить преюдицию и не понести расходы за ненадлежащее исполнение своих обязательств, отмечает юрист.
Ледоколы проекта 22220 предназначены для обслуживания Северного морского пути и экспедиций в Арктику. Балтийский завод строит всю серию. "Сибирь" передали заказчику в декабре 2021–го, сдать "Урал" планируется до конца 2022 года.