Где в России помимо Москвы и Петербурга снимается больше всего кино? Оказывается, в Якутии.
Два года назад на фестивале "Кинотавр" случилось знаковое событие — фильм "Пугало" якутского режиссёра Дмитрия Давыдова получил Гран–при. Тем самым кинематограф Республики Саха получил окончательное признание. К слову, якутский фильм впервые попал в конкурс главного российского кинофестиваля. Двумя годами ранее якутская кинокартина "Царь–птица", снятая режиссёром Эдуардом Новиковым, была отмечена "Золотым Святым Георгием" Московского международного кинофестиваля (ММКФ) и призом "Лучший фильм" Asian World Film Festival. Ещё один якутский фильм — комедийная драма "Надо мною солнце не садится" Любови Борисовой — получил призы зрительских симпатий на ММКФ и фестивале в немецком Котбусе, а также стал лучшим на фестивале Nuuk в Гренландии. А в 2017 году на кинофестивале в южнокорейском Пусане была показана программа, в которую вошла целая дюжина якутских картин.
Признание пришло не сразу
О кинематографе Республики Саха начали говорить в конце нулевых — начале десятых годов. Однако эти дискуссии почти не выходили за пределы узкопрофессиональной киноаудитории. В начале 2010–х в Москве в рамках фестиваля 2Tomorrow проходил смотр независимого регионального кино "Офсайд", в программу которого кураторы включили работы не только из Якутии, но и из Бурятии, Карелии и ряда других территорий России. Но полного триумфа и легитимации пришлось ждать ещё несколько лет.
Якутский кинематограф возник в ту пору, когда состояние российского кино можно было определить как "пациент скорее мёртв, чем жив". В 2004 году якутская публика увидела триллер "Любовь моя", снятый театральным режиссёром Сергеем Потаповым. С этой картины и принято вести отсчёт новой истории кино Якутии. За время, прошедшее с момента её выхода, в республике успели снять более сотни фильмов, причём в самых разных жанрах — от комедии до нуара и военно–исторического эпоса. Коммерческий успех был разный, но всё это работало на дальнейшее развитие местной киноиндустрии — от производства до проката.
Кадр из фильма "Любовь моя", 2004 г. Реж.: Сергей Потанин
Поначалу кинотеатры относились к перспективам показа национальных фильмов без особого энтузиазма — отсутствие дистрибьютора и маркетинговой стратегии вызывало справедливые опасения. Мол, зрители о картинах не узнают, а значит не придут и касса останется пустой. Продюсерам и режиссёрам приходилось использовать весь свой дар убеждения, чтобы директора площадок соглашались поставить их ленты хотя бы на утренние сеансы. А дальше случилось невероятное: публика, узнав о существовании картин, снятых на их родном языке, пошла в кинотеатры.
Ещё один фактор, позволивший выйти якутскому кино на новый уровень,— профессионализация кадров. Выпускники ВГИКа и прочих творческих вузов возвращались в родной регион и принимались за работу: писали сценарии, используя местные фольклор, историю, мифологию, снимали на профессиональную технику, а прокатчики с большой охотой стали брать местные картины, расписывая их самым удачным образом.
Государство дало толчок
В конце концов количество переросло в качество и якутские фильмы начали входить в программы международных кинофестивалей. Если в начале 2000–х съёмки картин и прокат были преимущественно уделом энтузиастов и отчаянных смельчаков (бюджет иных лент состоял исключительно из собственных средств авторов), то в 2010–х существование национального кино признали на официальном уровне. Министерство культуры и духовного развития Республики Саха запустило госпрограмму, действовавшую с 2014 по 2017 год, в рамках которой местной киноиндустрии выделяли гранты в размере 5 млн рублей ежегодно.
Правда, в 2018–м финансирование остановилось, но период 2010–х оказался самым плодотворным и успешным во всех смыслах: с 2013–го по 2017–й в республике было снято 64 картины, и это третье место по кинопроизводству в стране. Больше выпускают только в Москве и Петербурге.
Петербург, съемки художественного телефильма о Шерлоке Холмсе, режиссера Андрея Кавуна, 2011 год
Также за это время якутские режиссёры и продюсеры собрали на кинофестивалях самого разного уровня свыше 70 призов. Практически синхронно с нематериальным успехом рос и успех коммерческий: в 2016 году сборы одной якутской картины составляли в среднем 900 тыс. рублей, в 2019–м — уже 4,1 млн. Интерес к местным фильмам способствовал и увеличению количества киноплощадок: если в 2010 году в Якутии работало всего семь кинозалов, то спустя 10 лет их количество достигло пятидесяти.
"Пугало" Дмитрия Данилова в широкий российский прокат выпустила компания "Про:взгляд", постоянно работающая с так называемым неформатным кино и добившаяся в этой нише впечатляющих результатов. В случае с якутской лентой кассовые сборы составили 11,6 млн рублей. В октябре этого года компания Capella Film будет прокатывать фильм "Нуучча" Владимира Мункуева, получившего в прошлом году несколько кинонаград. В одной из главных ролей снялся Сергей Гилёв — звезда нашумевшего сериала "Чики".
Кадр из трейлера фильма "Нуучча". Режиссёр — Владимир Мункуев, 2022 год
Региональный кинобум
Якутский кинематограф, конечно же, не единственный, умеющий удивлять. Картины, обладающие художественными достоинствами и завидным кассовым потенциалом, умеют снимать и в Бурятии. Одной из самых успешных на сегодня является франшиза "Решала" — криминальная драма о двух братьях. Старший из них пытается вытащить младшего из ямы, в которую тот сам себя и загнал.
Первый фильм был снят на голом энтузиазме, без бюджета и с непрофессиональными исполнителями, что в итоге сказалось положительно на качестве работы. Картину выложили на YouTube, и вскоре она завирусилась так, что сиквел был неизбежен. Хотя Евгений Замалиев, Александр Кузьминов и Роман Асхаев поначалу вряд ли рассчитывали на продолжение. "Решала–2" вышел в прокат в августе 2015–го и собрал феноменальные 27 млн рублей. Сборы третьей и четвёртой частей оказались скромнее — всё те же 27 миллионов, но уже за обе.
Успех и выросшая известность якутских и бурятских фильмов привели к тому, что национальные кинематографии начали выбираться из гетто, привлекать больше внимания профессионалов и зрителей. Так, в 2015 году был снят первый калмыцкий полнометражный художественный фильм — драма "Чайки" Эллы Манжеевой. Премьера картины прошла на Берлинском кинофестивале, а затем его решили выдвинуть от России на премию "Золотой глобус".
Кадр из фильма "Решала". Режиссёр:
Роман Асхаев, 2012 год.
В 2017 году "Теснота" Кантемира Балагова (ученика Александра Сокурова), снимавшаяся в Кабардино–Балкарии на местном материале, вошла в программу "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля, а на "Кинотавре" получила приз за лучший дебют. А бокс–офис составил почти 6 млн рублей. В том же году драма башкирского режиссёра Айнура Аскарова "Из Уфы с любовью" получила приз кинопрессы на фестивале "Киношок" и премию "Блокбастер" в номинации "Самый кассовый фильм ограниченного проката" (5,3 млн рублей).
В настоящее время наиболее позитивными выглядят перспективы якутских кинематографистов, добившихся фестивальных и коммерческих успехов и сумевших создать по–настоящему оригинальное, самостоятельное кино, ставшее интересным не только местным зрителям, но и более широкой аудитории. И не исключено, что именно региональное кино может оказаться одним из вариантов спасения для уже несколько месяцев тонущих кинотеатров и находящейся в растерянности киноиндустрии.