Переработка любых отходов зависит от экономической ситуации, но положение на рынке макулатуры сегодня близко к критическому. Стоимость сырья упала, спрос — тоже, готовая продукция невостребована.
Ежемесячно в Петербурге собирается 30–35 тыс. тонн макулатуры, рассказывает Александр Фёдоров, управляющий директор компании ООО "ЮВИ СПб". Для сравнения: в Москве и Московской области до февраля этого года было 100 тыс. тонн, сейчас — 70–80 тыс. Сбор упал везде, у нас — на 30–40%.
Объёмы макулатурного сырья в России — около 4 млн тонн ежегодно. "Надо понимать, что это далеко не всё количество, которое было образовано, часть упаковки попала в твёрдые коммунальные отходы и не может быть полностью выделена как полезная фракция", — говорит Илья Лазарев, исполнительный директор компании "Ресар".
13 марок макулатуры
В ГОСТе № 10700–97, описывающем виды макулатурного сырья, перечислены 13 марок, у каждой есть подвиды, рассказывает Илья Лазарев: "Например, все наверняка держали в руках картонную коробку — гофрокороб, так вот обрезь от производства такого гофрокороба — это марка МС–5Б / 1, сам гофрокороб (с печатью / этикеткой / скотчем) — это уже МС–5Б / 2, а если этот гофрокороб был сделан из многократно переработанного материала (вторичного сырья) — эта макулатура уже некоторыми фабриками трактуется как МС5Б / 3".
Первое — самое дорогое сырьё, третье — сильно дешевле или не используется в качестве сырья вовсе. "Макулатурное сырьё состоит из целлюлозных волокон. Есть понятие “длина волокна” — например, в яичных клетках волокна короткие и из них не получится изготовить качественную продукцию", — поясняет Илья Лазарев.
Наиболее собираемой и сдаваемой фракцией в макулатуре является гофрокартон: его собирают в магазинах и супермаркетах, дворники на контейнерных площадках, рассказывает учредитель АНО "Зелёнка" Юлия Акимова. "Также востребована офисная бумага, но её достаточно сложно отсортировать и сдать в том виде, в котором требует переработчик (без скрепок, скоросшивателей и пр.). Отдельно можно сдавать тонкий картон, книги, глянцевые бумаги. Можно сдавать их и вместе, но цена на микс невысокая. Отдельно перерабатывают втулки и яичные лотки. Цены на них сейчас сильно упали, приходится чуть ли не доплачивать за то, чтобы их вывезли", — говорит она.
Крупнейшие компании на рынке Северо–Запада — ЮВИ СПб, SFT Recycling, "Вторма клининг", "Русресайклинг", "Прайд", "Синай". "Это те, кто собирает от 1500 тонн в месяц", — поясняет Александр Фёдоров. Крупнейшие переработчики макулатуры в регионе — Knauf, "Картонтоль", ВЛК, ОБФ.
Среди компаний, занимающихся сбором вторсырья у населения, много предприятий малого бизнеса, которые не имеют лицензии и результаты деятельности которых не учитываются в общей статистике по ТКО, говорят в АО "Невский экологический оператор" (НЭО).
Жители не сортируют
Большая часть собираемой для переработки макулатуры — это коммерческие отходы, не включаемые в ТКО, рассказали в НЭО. Большинство крупных торговых сетей организуют сбор и вывоз на переработку упаковки в рамках своих торговых точек. Кроме того, юридические лица обязаны заключать договоры на утилизацию отработанной документации.
Согласно официальным данным за 2020 год (прописаны в Единой концепции по обращению с отходами Петербурга и Ленобласти), доля бумаги и картона оценивалась соответственно в 13,5% и 4,5% от общего объёма коммунальных отходов, образуемых в агломерации. Это 281 102,29 тонны бумаги и 93 700,76 тонны картона, рассказывают в АО "Невский экологический оператор". При этом извлечено для переработки лишь 6,4% (18 тыс. тонн) бумаги и 29,88% (28 тыс. тонн) картона.
Домохозяйства в общем объёме сбора макулатуры в России дают лишь около 3%, тогда как в развитых странах этот показатель находится на уровне 33%, а в Японии доходит до 70%, рассказывает Александр Фёдоров. Столь низкие показатели в нашей стране он объясняет устаревшим законодательством и большим количеством бюрократических сложностей.
"Чтобы поставить свой контейнер на площадке УК или ТСЖ, нужно пройти огонь, воду и медные трубы, а согласовать открытие пункта приёма макулатуры в чём–то сложнее, чем выстроить небоскрёб. Работа с домохозяйствами и их раздельным сбором — для нас, по сути, социальная нагрузка, нашему соответствующему проекту “ЭкоДомик” уже около 10 лет и мы никогда на нём не зарабатывали", — поясняет он.
С начала года в Петербурге реализуется пилотный проект НЭО по раздельному накоплению. В Калининском и Красногвардейском районах дополнительными контейнерами было оборудовано 200 площадок. По данным НЭО, за 6 месяцев вывезено свыше 160 тонн раздельно накопленных отходов, в том числе 19 580 кг макулатуры, которая передана на переработку ООО "РРК". В конце апреля начат эксперимент по тестированию двухпоточной системы раздельного накопления отходов в Московском районе, в который включено 100 контейнерных площадок. С мая по июнь на них собрано более 28,7 тонны отходов. Доля бумаги и картона составила чуть более 2% от общего объёма.
Бумажный профицит
Затраты на обращение с макулатурным сырьём складываются из нескольких статей — помимо покупки самого сырья это и транспортировка на предприятие, и первичная обработка (сортировка, разборка), и кипование (на специализированном оборудовании), и перемещение в зону хранения, и доставка на ЦБК. "При падении цены на макулатуру падает и наша прибыль, а затраты на аренду, зарплаты, налоги и т. д. только растут. Год назад мы покупали проволоку по 68 тыс. рублей, сейчас дешевле 100 тыс. не найти. Тариф на аренду растёт, электричество растёт, все ГСМ тоже не дешевеют. Если сравнивать с полимерными вторичными отходами, где сырьё не просто кипуется, а моется, измельчается или делается гранула, — безусловно, затраты у нас меньше, но там и маржинальность другая", — комментирует Илья Лазарев.
Но основная угроза рынку — в снижении спроса на продукцию. Из–за закрытия импорта и экспорта и снижения объёмов внутреннего рынка у производителей картона снизился объём заказов и, следовательно, потребность в макулатуре упала. Образовался профицит готовой продукции. "Основные затраты производителей — сырьё. Вслед за понижением цен на готовую продукцию (“теслайнеры”), производители вынуждены снижать цены на закупку сырья", — объясняет Александр Фёдоров.
"Мы наблюдаем сильное падение по сбыту готовой продукции у ЦБК (кроме строительных материалов), и все фабрики активно снижают цены на заготовку. По нашим оценкам, эта ситуация будет до конца 2022 года и цены на макулатуру продолжат активно снижаться. Возможен сценарий, когда приём некоторых марок очень сильно сократится из–за отсутствия сбыта. Рынок сейчас штормит, и прогнозы крайне негативные, — подтверждает Илья Лазарев. — Пока не будут налажены новые схемы сбыта на экспорт, не заработают в полную силу предприятия, покупающие и использующие бумажную упаковку, ситуация не улучшится. Безусловно, заготовители с прямыми контрактами или аффилированные с целлюлозо–бумажными фабриками будут в более выигрышной позиции, нежели небольшие и средние по объёмам. Также просядут заготовители, ориентированные на один вид сырья, только на гофрокартон или картонную втулку, например".
"Маржинальность макулатурного бизнеса и так невысокая, а сейчас рентабельность опустилась до нуля. Всё это в совокупности с другими факторами приведёт к закрытию компаний. Первыми уйдут небольшие, крупные — последними", — прогнозирует Александр Фёдоров.