Минпромторг взыскивает почти 114 млн рублей с петербургского ПАО "Светлана" за госконтракт, связанный с замещением импорта в электронике
Арбитражный суд Москвы принял к производству заявление министерства промышленности и торговли РФ, ответчиком по которому выступает петербургское ПАО "Светлана". Как следует из карточки судебного спора, Минпромторг взыскивает неустойку в размере 113,7 млн рублей по госконтракту, который был заключён министерством ещё в 2016 году. Предварительное заседание по делу назначено на 11 октября.
В досудебном порядке не договорились
"Светлана" выполняла для госзаказчика опытно-конструкторскую работу (ОКР), связанную с разработкой и освоением серийного производства ряда аналоговых мультиплексоров и коммутаторов. Соисполнителем по контракту выступило АО "Светлана-Полупроводники", которое на момент заключения контракта входило в холдинг "Светлана", но с 2018 года было приобретено структурами АФК "Система". Заказ был сложным и интересным с технической точки зрения и представлял собой очевидную важность в связи с тем, что выполнялся в целях импортозамещения, рассказали "ДП" в ПАО "Светлана".
Особенностью было то, что ОКР проводили без предварительных научно-исследовательских работ. То есть без проведения фундаментальных и поисковых научных исследований, теоретически и экспериментально доказывающих возможность достижения технических результатов, предусмотренных госконтрактом, отметили на предприятии. "В связи с этим возникли непредвиденные технические сложности, вызванные отсутствием в России конструкции металлокерамических корпусов для разрабатываемых мультиплексоров, обеспечивающих защиту полупроводниковых кристаллов от всех возможных внешних воздействующих факторов и применимых к использованию в различных видах техники", — пояснили на "Светлане".
Там добавили, что единственные производители некоторых материалов осуществляли поставки с существенной просрочкой. По этим причинам на выполнение госконтракта потребовалось больше времени, чем установил Минпромторг.
“
"Несмотря на это, опытно–конструкторская работа была успешно выполнена и принята государственным заказчиком в ноябре 2020 года. Однако нарушение сроков выполнения работ, в силу условий государственного контракта, повлекло за собой возможность привлечения нас к ответственности в виде оплаты договорной неустойки за каждый день просрочки", — отметили в компании.
Там добавили, что ещё летом 2020 года "Светлана" пыталась в досудебном порядке урегулировать с Минпромторгом вопрос о неустойке, поскольку не согласна с её расчётом и считает сумму несоразмерной с последствиями нарушения сроков госконтракта. Однако за 2 года урегулировать вопрос не удалось, и госзаказчик подал в суд.
В пресс-службе министерства "ДП" сообщили, что "Минпромторг России проводит претензионную работу в соответствии с условиями контракта".
Отметим, что в подобной ситуации оказалась не только "Светлана". По данным картотеки арбитражных дел, с мая по июль 2022 года Минпромторг предъявил 23 аналогичных иска о взыскании неустойки и пени по госконтрактам на выполнение опытно-конструкторских работ. Все они ещё рассматриваются судами разных инстанций.
Требуется гибкий подход
Судебная практика складывается таким образом, что любые вопросы, связанные с нарушением сроков исполнения госконтрактов, в том числе и в рамках импортозамещения, влекут взыскание неустойки со стороны госзаказчиков, говорит управляющий партнёр адвокатского бюро "Промбизнесконсалтинг" Александр Гуканов. Во многих случаях такие дела требуют инициировать и надзорные органы, которые в последнее время стали активными участниками исполнения госзаказов. "Однако такой подход далеко не всегда справедлив и нередко связан с объективными причинами, не зависящими от предприятий, вовлечённых в импортозамещение", — отмечает он.
Дело в том, что в ходе реализации программ, связанных с разработкой новой продукции, госзаказчики зачастую идут на заключение контрактов со слабо проработанным техническим заданием. "Более того, такие проекты связаны с множеством технических сложностей, которые, к сожалению, на ранних этапах не всегда удаётся выявить. А это влияет на срок исполнения контракта", — поясняет Александр Гуканов.
По его мнению, для изменения этого дисбаланса интересов госзаказчику необходимо продумывать более гибкие требования, а также предусматривать возможность продлевать сроки исполнения контрактов, иначе количество подобных исков о взыскании неустойки будет только расти.
ПАО "Светлана" занимается разработкой и выпуском мощных электровакуумных приборов и изделий микроэлектроники. В структуру холдинга входит несколько дочерних предприятий. В их числе АО "Светлана-Рентген", которое разрабатывает и выпускает рентгеновские трубки, АО "Светлана-Электроприбор" (специализируется на СВЧ–приборах для радиолокационной аппаратуры), а также АО "С. Е. Д.–СПб" (разрабатывает и выпускает электровакуумные приборы).
Совладельцами холдинга называют предпринимателей Андрея Березина (№ 111 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021) и Феликса Длина (№ 90 в рейтинге). Впрочем, в 2022 году владельцем 99,08% ПАО стала управляющая компания "Фондовый дом", которая действует в интересах ЗПИФ "Пятый элемент". Таким образом, бенефициары холдинга не раскрываются. А сами миллиардеры покинули его совет директоров.
Выручка ПАО "Светлана" в 2021 году составила 520 млн рублей по сравнению с 516 млн годом ранее, чистая прибыль снизилась до 25 млн рублей (с 248 млн в 2020–м).
В числе конкурентов "Светланы" на российском рынке можно назвать подмосковное научно–производственное предприятие "Исток" им. Шокина, нижегородское АО "НПП “Салют”", томский НИИПП, а также брянскую группу "Кремний ЭЛ".