После рекордного роста в 2021 году в России сократился рынок DIY-ретейла: за первые 6 месяцев 2022-го на фоне роста цен и ухода IKEA его падение составило 3%.
Снижение оборота розничной торговли товарами для строительства и ремонта зафиксировали эксперты консалтингового агентства INFOLine. Аналитики обратили внимание, что в опубликованном 25 июля исследовании не учитывается инфляция, и напомнили, что в прошлом году прирост объёма продаж составил почти 19%, что стало лучшим показателем для рынка DIY за последние 10 лет.
“
"Это вселяло колоссальный оптимизм. Мы видели, как рос спрос на продукцию для строительства, как росла ипотека, активно развивался сектор ИЖС и в целом россияне стремились улучшать жилищные условия. Никто не ожидал того, что случилось 24 февраля 2022 года и насколько негативно это скажется на развитии отрасли", — отмечает глава INFOLine
Иван Федяков
.
Эксперты напомнили, что в марте продажи стройматериалов и товаров для ремонта увеличились на 35%, а по отдельным позициям объёмы продаж и вовсе подскочили на 50%. Такому ажиотажному спросу способствовало обесценивание рубля: после рекордного подъёма до 120 рублей за доллар стоимость американской валюты в первые весенние дни снизилась до 98,02 рубля.
В апреле покупатели начали подходить к тратам более взвешенно, в результате чего продажи вышеуказанных категорий товаров снизились в среднем на 25%, а сама тенденция сохранилась и по состоянию на начало второго полугодия. Специалисты INFOLine полагают, что падение спроса во II квартале прежде всего обусловлено снижением доходов населения (7-10%), значительным повышением цен на стройматериалы (+20% и выше), а также ростом кредитных ставок.
“
"Как следствие, зафиксировано рекордное снижение количества сделок с недвижимостью, обвал на рынке ипотеки и сокращение объёма ремонтных работ", — отмечают в INFOLine.
Отдельно аналитики подсчитали оборот розничной торговли ассортиментом Household и мебелью. Оказалось, что на фоне закрытия магазинов IKEA и последующего ухода компании с российского рынка он снизился более чем на 10%. По оценкам экспертов, доля шведско-нидерландской компании в этом сегменте составляла не менее 20% рынка.
А вот цены на DIY-товары в период с января по июнь выросли в среднем на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для мебели и товаров из категории Household прирост составил 16%. Согласно прогнозам специалистов, рост цен на дефицитные позиции осенью и снижение доходов покупателей приведёт к дальнейшему падению объёмов потребления, к концу года оно может превысить 10-15%.
Ранее "ДП" рассказывал о ситуации с fashion-ретейлом, которому из-за ухода шведского бренда H&M с российского рынка грозит деградация: полноценной замены компании в России нет, а занять площади в торговых центрах, где ранее располагались Zara или H&M, российские предприниматели не смогут. Подробности — в материале "ДП".