Российская экономика столкнулась с нечастым явлением — снижением стоимости товаров. Теоретически дефляция вредна для развития, но сейчас её нет, объясняют экономисты. Есть лишь откат цен после панического роста.
Эксперты отмечают, что в июле 2022 года заметное снижение цен наблюдается на продовольственные товары, в том числе овощи и фрукты, мебель и мебельные комплектующие, цифровую технику, ювелирные товары. Причины снижения на каждом товарном рынке следует рассматривать отдельно.
В пресс–службе "Ситилинка" заявляют, что на рынке бытовой техники и электроники сейчас наблюдается снижение цен не только по сравнению с пиковыми значениями февраля–марта, но и по сравнению с началом года. Падение стоимости ниже январских цен заметно во всех категориях, только крупная бытовая техника ещё не достигла самых низких значений стоимости этого года. Снижение цен по сравнению с началом года достигает 30%. Больше всего цены снизились на потребительскую электронику (аудио–, видео–, фототехнику и другие товары), а также на телеком–товары. В "М.Видео — Эльдорадо" рассказали, что с апреля вернули федеральные распродажи и программы рассрочки, стоимость ассортимента техники начала возвращаться до уровня февраля или ниже.
Снижение цен заметно и в DIY–сегменте. В "Максидоме" рассказали, что наблюдают его в разной степени на большую часть категорий товаров (см. диаграмму). "В конце февраля и начале марта росли цены практически на все товары, более всего на санфаянс, смесители, напольные покрытия, электроинструмент, скобяные изделия, бытовую и климатическую технику", — указали там. В этот период рост цен был обусловлен курсом валют, более долгосрочным фактором, влияющим на них, стало нарушение сложившихся логистических цепей и удорожание логистики: фрахта, грузоперевозок. В компании отметили, что проводили ротацию ассортимента, сами производители в этот период также подбирали альтернативу импортному сырью и комплектующим.
Снижение цен наблюдается также на рынке недвижимости: по данным ЦИАН, в среднем по стране в мае текущего года стоимость квадратного метра вторичного жилья упала на 0,4%, в июне — ещё на 0,3%. Это реакция продавцов на падение спроса.
Опросы населения, проводимые для Банка России ООО "инФОМ", показывают, что в последние месяцы ожидаемая на ближайшие 12 месяцев инфляция вдвое ниже, чем наблюдаемая. И даже ниже текущей официальной. То есть граждане видят, что цены пошли вниз, и корректируют свои ожидания по инфляции.
Чем опасна дефляция
Дефляция является следствием слабости спроса из–за разных причин: сокращения реальных располагаемых доходов населения, опасений ухудшения экономической ситуации в будущем, снижения доступности кредитования и т. д. Таким образом, это явление поддерживает само себя, что чревато возникновением так называемой дефляционной спирали. Если уменьшение цен продолжается долго, это приводит к замедлению роста ВВП или его падению.
"Дефляция негативно воздействует на потребительский спрос: полагая, что цены на товары в будущем снизятся, покупатели предпочтут отложить покупки. Вторичные эффекты будут заключаться в стагнации заработной платы и снижении спроса на рабочую силу", — объясняет Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "Регион".
Именно поэтому большинство финансовых регуляторов стремятся не допускать снижения цен. В развитых странах они, как правило, устанавливают целевую инфляцию в размере 2% годовых — считается, что такой рост потребительских цен оптимален для экономического подъёма. Для развивающихся экономик, где экономические показатели более волатильны, цели по инфляции выбираются выше. Банк России таргетирует цель по инфляции в 4%. В конце февраля текущего года, когда прогнозы по инфляции резко взлетели, ЦБ РФ отреагировал стремительно, подняв ключевую ставку до 20%. В последующие месяцы по мере уменьшения прогнозируемого роста цен он активно понижал стоимость денег. 22 июля ЦБ, уменьшив в очередной раз ключевую ставку до 8% годовых, понизил и прогноз по инфляции в стране на 2022 год: до 12–15% с 14–17%, ожидавшихся в июне. При этом он допустил возможность дальнейшего снижения ставки, если инфляция продолжит замедляться.
Это ещё не спираль
Представители Банка России подчёркивают, что дефляционной спирали пока не наблюдается и близко, поскольку годовые темпы роста цен всё ещё двузначны. То есть очень далеки от таргета 4%.
Глава регулятора Эльвира Набиуллина заявила на пресс–конференции 22 июля, что пока речь идёт о коррекции цен после значительного роста в феврале–марте. "Никакой тенденции дефляции мы не видим, — подчеркнула она. — Дефляция — это всё–таки устойчивое снижение цен. Годовая инфляция у нас находится ещё на уровне двузначных цифр. А снижение цен в определённые недели, месяцы — это достаточно часто у нас встречающаяся ситуация".
По словам Набиуллиной, разогнать инфляцию в перспективе могут растущие сбережения населения. "Мы можем получить повторение сценария пандемии. Тогда потребители сначала резко сократили потребление, а затем, после отмены локдаунов, так же быстро его восстановили. Это наблюдалось в России и во многих других странах. Сегодняшнее, по сути вынужденное, накопление сбережений — это сжатая пружина в экономике, которая при определённых обстоятельствах может дать резкий рост потребления", — считает она.
Эксперты отмечают, что с заявлением ЦБ о том, что дефляция в РФ связана с существенным ростом цен в январе–марте, можно согласиться: весенние цены были искусственно завышены предпринимателями по причине неопределённости экономических и политических процессов, связанных с вводимыми санкциями и потерей производственно–коммерческих связей.
По данным Минпромторга, в июне 2022 года по сравнению с маем индекс потребительских цен составил 99,65%, по сравнению с декабрём 2021–го — 111,41%. Цены за месяц в Петербурге снизились на 0,6%. Поэтому говорить о заметном их падении пока рано.
Директор Высшей школы сервиса и торговли СПБПУ Ирина Капустина считает, что нынешняя дефляция связана со скачкообразным ростом цен в марте и не станет устойчивой тенденцией. В марте–апреле рост цен определялся стрессовой и турбулентной ситуацией на рынке. Спрос был ажиотажным, а предложение — неустойчивым и страховалось только запасами и активностью предпринимателей по формированию новых рыночных связей. "По мере формирования отношений с новыми партнёрами, проектирования новых логистических цепочек предложение на рынке будет сформировано. Доходы россиян в ближайшее время расти не будут. Дефляционный тренд определяется периодом балансировки спроса и предложения, адаптации рынка к новым условиям, которые становятся менее турбулентными, и не вызывает опасение, а скорее является естественной реакцией на стрессовую ситуацию в экономике. До конца года (при существующих внешних условиях, курсах валют и т. п.) цены будут достаточно стабильными с трендом на небольшой рост", — считает она.
Продовольственные торговые сети, к которым обратился за комментарием "ДП" (X5 Group, "О’Кей", "Лента", "Верный", "ВкусВилл", "Азбука вкуса", "Магнит"), на запрос не ответили. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что не видит резкого спада цен. В отдельных категориях (фрукты, овощи, зелень) их снижение связано с сезонным фактором, оно происходит ежегодно. В некоторых категориях товаров сети замещают часть ассортимента на более дешёвые позиции, поэтому визуально создаётся ощущение, что цены падают или как минимум не растут. "Например, в категории печенья на начало года было 15–20% позиций сравнительно высокого ценового сегмента, сейчас их осталось 5–7%. Покупатель видит на полках более дешёвые позиции, но другого качества или объёма. Производители и ретейлеры подстраиваются под удорожание издержек, меняют рецептуру и ассортимент", — комментирует Лачугин.
“
Важно не путать экономические дефиниции. Дезинфляция не означает дефляцию. То, что мы наблюдаем в текущей статистике по инфляции, — в основном подстройка цен к рынку после сильного "перелёта" вверх в марте на фоне событий с СВО и санкциями. Летом обычно всегда наблюдается дефляция. В месячных данных по инфляции это сезонный фактор на фоне сбора нового урожая и снижения цен в плодоовощной группе. Во–вторых, мы видим падение спроса со стороны населения. Это связано, с одной стороны, с ажиотажем, который был в феврале и марте (фактически это был "заём" у последующего спроса), а с другой стороны, с реализацией сберегательной модели по примеру 2020 года. На наш взгляд, Банк России делает всё правильно. Стоит отметить, что ЦБ не только снизил ставку на 150 б. п. (выше консенсус–прогноза, который предполагал снижение на 50–100 б. п.), но и пересмотрел вниз ожидания по инфляции на конец 2022 года. Но важно подчеркнуть — в России нет дефляции, а наоборот, инфляция, выраженная двузначным значением. Мы согласимся с мнением Банка России, что риски дефляции для России минимальны. Наоборот, есть риск инфляции, которую мы можем увидеть в начале следующего года. Снижение ставок будет вызывать уход от сберегательной модели и, как следствие, рост спроса, который в условиях санкций может не быть полностью удовлетворён соответствующим ростом предложения товаров. Дополнительное давление будет оказывать "ползучее" ослабление рубля, которое мы увидим с осени на фоне увеличения импорта и имплементации нового бюджетного правила.
Роман Ермаков
начальник отдела дилинговых операций АКБ "Ланта–Банк"
“
В сложившейся ситуации дефляция — временное явление, экономическую ситуацию можно назвать снижением уровня инфляции. Откат цен на прежние позиции маловероятен, несмотря на укрепление национальной валюты. По заявлению ФАС, стоимость продукции, входящей в базовый набор потребительской корзины, не должна значительно увеличиться. Допустимое значение — в пределах 5%. На авторынке уже наметились тенденции по снижению цены, а к концу года этот тренд только усилится. Цены на квартиры в новостройках продолжат расти, поскольку дорожают стройматериалы и стоимость работ. Поэтому возможен рост на 10–15%. Причины роста цен — инфляционные ожидания, которые будут сдерживать снижение цен.
Людмила Пушкарёва
профессор СЗИУ РАНХиГС
“
Общий рост цен в РФ с начала года составил 11,4% — это больше, чем годовая инфляция в предыдущие несколько лет. Снижение индекса цен в июне пока не может расцениваться как тенденция. На рынке недвижимости также имела место плавная корректировка цен после активного роста в феврале–марте, выражавшаяся в акционных программах, которые запустили застройщики. Сейчас рынок немного восстановился, и осенью начнётся медленный поступательный рост. Общий рост цен на рынке недвижимости по итогам 2022 года составит 15–16%.
Ольга Ульянова
директор по маркетингу "Полис Групп"
“
Безусловно, дефляция не коснётся рынка первичной недвижимости в массовом порядке. Возможны точечные минусовые коррекции для ряда жилых комплексов с изначально "перегретыми" ценами, временные акции, в том числе со скрытой скидкой в составе субсидированных ипотечных программ. При негативном развитии событий возможна более длительная стагнация цен, также ряд девелоперов выберет позицию вывода в продажу новых очередей проектов по более низкой стоимости. Однако стагнация не продлится долго, ведь речь идёт о выводе в продажу жилых комплексов и корпусов с полученным ранее разрешением на строительство. При отсутствии стабильности на рынке многие застройщики остановят покупку земельных участков, и, соответственно, будет выведено в продажу меньше жилья, а сужение рыночного предложения повысит спрос на уже имеющиеся лоты.
Вячеслав Батаков
директор по маркетингу компании e. Development
“
На строящееся жильё цены могут снижаться только при сокращении себестоимости. На данный момент долговременный тренд на снижение цен стройматериалов не очевиден. Дешеветь могут недорогие проекты, маркетинг которых базируется в основном на цене за 1 м2. Да и то при условии значительного снижения спроса. Последний же сейчас, напротив, восстанавливается — ставки по ипотеке снижаются.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"
Авторы: Дарья Дмитриева, Александр Пирожков, Павел Никифоров