В Печоры и Изборск обычно едут, чтобы посмотреть, "откуда есть пошла русская земля". Многие знают, что там находится древний православный монастырь, который большевики не смогли закрыть и поэтому не разорили. А те, кто интересуется экономическими видеообзорами профессора МГУ Натальи Зубаревич, наслышаны от неё ещё и про изборских страусов: "Сельский туризм? Вот сейчас про него можете забыть… Хотя… когда все границы закрыты — может, и на страуса посмотрим в Псковской области".
Оказывается, чтобы приезжие не забывали про сельский туризм и платили за него звонкой монетой, жители псковской глубинки готовы не только страусов разводить.
Самые предприимчивые создают у себя в сараях экспозиции крестьянского быта, варят на продажу домашнее пиво и разливают по бутылкам одуванчиковое вино, приглашают чужаков к себе на грядки поучаствовать в сборе урожая, устраивают для гостей чайные церемонии под звон собственноручно отлитых колоколов, проводят для них мастер–классы по изготовлению пряников и шьют им по старинным образцам одежду из экологически чистых материалов, покрашенных мареной с собственного огорода, а также водят разохотившихся до острых ощущений путников в такие дремучие места, куда не ступала нога музейного экскурсовода.
Изборские сталкеры
Например, в Изборске есть прославленная местная затейница Матрёна Сидоровна, которая вместе с другими активными пенсионерками разработала собственный экскурсионный авторский маршрут под названием "Изборские круголя". Она набирает себе группу и ведёт её в "блудливые места" за деревенской околицей, где находятся древние языческие могильники и, по местным поверьям, водится нечистая сила, а современные сатанисты устраивают свои шабаши.
Правда, "блудливыми" эти изборские задворки называются не поэтому, а из–за того, что там немудрено заблудиться: даже сама Матрёна Сидоровна вот так однажды пошла с корзинкой в ближайший орешник, а потом насилу разыскала дорогу домой. И теперь вместо лешего заводит туда же приезжих, чтобы показать им, откуда на самом деле родом княгиня Ольга (если верить изборским старожилам).
А чтобы туристы не перетрусили, в тёмное время суток им выдают фонарики, и вдобавок по пути следования из кустов к ним то там, то тут выходят добрые изборские бабули и угощают гостей домашними пирожками (между прочим, потомки царской династии Романовых эти пирожки пробовали и нахваливали).
К тому же эта "Матрёна Сидоровна" (в миру её зовут Марина Жарикова) создала в Изборске целый театр. "Крепостной", как сразу же начали шутить местные, учитывая, что деревнеобразующим изборским "предприятием" была и остаётся древняя каменная крепость, вокруг которой вертится тамошняя жизнь.
Театр этот, в частности, занимается тем, что реконструирует старинные изборские обряды (например, обряд "занавешивания" невесты). Так что его представления тоже пользуются у туристов большим спросом. А в костюмерной можно примерить псковскую ферязь — воссозданный по старинным образцам сарафан с длинными рукавами, которые почему–то принято было завязывать на спине бантом (по версии Матрёны Сидоровны, чтобы тренировать у девушек осанку).
Ещё одного изборского сталкера зовут Данил Литвинцев. Он зимой и летом (зимой на снегоступах) водит туристов по Изборско–Мальской долине, которая не только заповедник начала начал российской государственности, но и "памятник природы Псковской области".
Ведь кроме всем известных Словенских ключей в этой долине много других чудодейственных родников, которые без провожатого не так–то просто разыскать. Не зря же по одной из версий само название "Изборск" происходит от старинного слова "извор" — "родник, ключ". И многие из этих родников считаются целебными. Например, "Кипун". В нём вода действительно клокочет, как в хорошо нагретом чайнике. А один бьёт прямо из–под стены затерянного в изборской глуши старинного храма, рядом с которым находится могила одного очень похожего на Ленина в мавзолее местного праведника и до сих пор совершаются древние полуязыческие обряды.
На хутор бабочек ловить
Как и в Эстонии, в Печорском районе, который, кстати, в 1920–1940 годах входил в состав Эстонской Республики, много хуторов. И жители этих хуторов времени даром не теряют, а тоже придумали для туристов много всяких активностей.
Допустим, на "Хлебном хуторе" в деревне Сорокино вас и в баньке попарят, и на лошадке покатают. А ещё научат печь домашний хлеб, изготавливать печатные пряники, варить сыр, доить козу и обращаться с гончарным кругом.
На экоферме "Изборский страус", про которую знает даже Наталья Зубаревич, есть кафе с экзотическими блюдами и магазин косметики на основе страусиного жира (между прочим, изборяне смогли наладить её экспорт в Евросоюз).
Музей "Медовый хуторок" в деревне Дубровка — это не только экспозиция предметов крестьянского быта XIX–XX веков с такими раритетами, как, например, фасонные медогрёбы, но и действующая экспериментальная пасека — она же республиканская школа передового опыта, база Российского национального союза пчеловодов.
Хозяин ещё одного печорского хутора — "Берёзового" — Роман Иванов собрал внушительную коллекцию старинных самоваров и устраивает для туристов чайные церемонии под патефонную музыку.
В деревне Усадище есть малиновая плантация, где туристы могут и отборных сортовых ягод себе насобирать сколько душе угодно, и поучиться у хозяев, фермеров Барановых, малиноведению.
А на хуторе "Тимофеевка" в деревне Печорское–Олохово, который принадлежит, конечно же, Тимофею (по фамилии Бондарь), можно отведать того самого одуванчикового вина и каши из топора в вафельном стаканчике, а также ещё глубже погрузиться в традиционный крестьянский быт этих заповедных мест и, например, помочь хозяину строить дом из сена и льняной костры.
Бумажная мельница крутится–вертится
Кстати, о льне. В Печорском районе есть несколько уникальных частных музеев, в том числе музей, где представлены самые невероятные изделия из льна и технической конопли, которые когда–либо были изготовлены или используются в современных индустриях. Причём экскурсия по этому музею представляет собой отдельное произведение искусства, ведь это настоящая поэма, поскольку вся полезная информация излагается в стихах.
При этом музее также имеется ателье, а вдобавок к нему печорские энтузиасты создали на средства из Фонда президентских грантов мастерскую "Бумажная мельница", где всех желающих учат изготавливать льняную бумагу по старинной технологии. Пока эта рукотворная бумага сушится, туристам там предлагают полакомиться кокорами (это такие традиционные псковские лепёшки) или отведать "льняных лаптей" (хлебцев на ржаной закваске с льняным семенем).
Словом, изборяне с печерянами за последние годы напридумывали у себя в районе столько интересных частных туристических проектов, что не перечесть. Например, в деревне Сигово действуют сразу два частных музея — колокольных звонов и "Памяти народа сето". Есть в этих краях и мастерская изборского пряника, и крафтовая пивоварня.
Вознаграждение
Стоимость посещения частных музеев, хуторов и фермерских хозяйств чаще всего зависит от количества посетителей. Если набралась группа меньше пяти человек, то экскурсия, например в музей "Льняная губерния", обходится каждому взрослому работающему в 500 рублей, а ребёнку от 7 лет или пенсионеру — в 350. Мастер–класс "по литью" льняной бумаги стоит 600 рублей, если к чаю хозяева подают только сушки, и 700 — если кокоры. Мастер–класс по изготовлению пряника на "Хлебном хуторе" обойдётся в 800 рублей с человека, а по изготовлению сыра — в 1000. Пожить в отдельном домике на "Берёзовом хуторе" стоит от 2700 рублей в сутки. Посетить малиновую ферму можно за 500 рублей с человека в группе не меньше пяти человек.
За подарочный набор, в который входит фермерское конопляное масло, печатный пряник и мешочек с чёрной солью, "Содружество изборских мастеров" попросит с вас 1000 рублей. Экскурсия по "Изборским круголям" для группы до 12 человек стоит 5000 рублей, если желающих больше — то по 400 рублей с каждого, не считая доплат за пироги, "кашу из топора" и мастер–класс по старинным танцам.