Комиссионные магазины ощутили прирост покупателей в кризис. Цены на б/у одежду выросли.
На фоне кризиса заметно вырос спрос на вторичном рынке одежды, особенно на товары люксовых брендов. Причём спрос идёт не только со стороны покупателей, которые хотят выгодно купить вещь, но и со стороны продавцов, которые имеют сейчас уникальную возможность — получить практически те же деньги, которые они когда–то платили за свой товар.
Поиск точек роста
По словам основательницы комиссионного бутика Best Resale Жанны Сильченко, если раньше люди выбирали комиссионные магазины потому, что не могли себе позволить ту или иную новую вещь, то сейчас они приходят, чтобы купить люксовое и эксклюзивное.
"Особенностью комиссионной торговли всегда есть и было соединение понятий “хочу купить” и “могу позволить” в одно целое, когда вы можете приобрести дорогую вещь по приемлемой цене и не чувствовать свой кошелёк опустошённым, а себя — виноватым. Поэтому мы и наблюдаем развитие рынка перепродаж, особенно онлайн, за последние годы это одно из наиболее серьёзных и перспективных изменений в сфере розничной торговли, причём во всём мире. В потенциал рынка верят эксперты. Показательно, что недавно американский издательский дом Conde Nast International инвестировал $20 млн в интернет–магазин вторичной продажи", — отмечает она и добавляет, что перепродажа предметов гардероба — одежды, обуви, аксессуаров — не только помогает систематизировать гардероб, заработать деньги, но и не наносит вред окружающей среде.
Читайте также:
Авто
Шесть к одному: авторынок переходит на б/у машины
Предприниматели, с которыми пообщался "ДП", отмечают, что в последние годы спрос на услуги комиссионных магазинов не только не понижался, а качественно менялся. В мировой моде ресейл воспринимается как настоящий антикризисный манифест, часть глобального вторичного использования вещей (апсайклинга). Петербургских потребителей к пересмотру моделей потребления подтолкнула пандемия коронавируса, начавшаяся в 2020 году.
Жанна Сильченко подчёркивает, что тогда шёл активный спрос–поддержка локальных компаний, которые выстраивали свой бренд на идее и её практическом использовании, на сообществе бренда и социальной ответственности. Приобрести можно было всё что угодно и в любых количествах. Сейчас ситуация такова, что многие товары не так–то просто купить, легче их приобрести именно на вторичном рынке. "Рост цен на первичном рынке дал свои плоды и на вторичном, ценники на котором тоже пошли вверх. Однако на коллекции брендов более пятилетней давности они остались на докризисном уровне", — говорит она.
"Причинить помощь"
Петербуржцы, по словам участников рынка, достаточно активно сдают свои вещи в комиссионные магазины. Как отметил председатель Ассоциации комиссионных магазинов, владелец сети бутиков "Комильфо" Андрей Федотовский, сдавая товар в комиссионку и назначая ему цену, люди ориентируются на суммы, за которые они его покупали, а также на нынешнее состояние предмета гардероба.
В Петербурге есть и благотворительные магазины, которые собирают у людей ненужные им вещи на безвозмездной основе. Например, это проекты фонда "Лепта" и сеть "Спасибо!". Директор по маркетингу "Лепты" Майя Арутюнян рассказала, что в фонде работают сортировщики, оценщики и товароведы, которые разделяют собранную одежду на фракции по направлениям: благотворительные нужды, вещи для продажи, переработка. По словам Майи Арутюнян, в феврале–марте жители Петербурга на время стали менее активно сдавать вещи бесплатно, вероятно, это было связано с общим шоковым состоянием. Однако затем активность восстановилась, сейчас "Лепта" собирает от 200 тонн б / у одежды в месяц, в городе для сбора установлено порядка 220 контейнеров.
"К сожалению, люди сдают много непригодной для продажи одежды, не понимая целей сдачи и требований к вещам. Суждение о том, что всё отданное приносит пользу, — заблуждение. Казалось бы, это простые истины, однако сегодня для людей положить в контейнер нашего проекта дырявые синтетические штаны с пайетками, залитые краской, — обычная практика, хотя они непригодны даже для переработки, что создаёт огромную нагрузку на проекты, подобные нашему", — сетует Арутюнян.
О том, что качество сдаваемых людьми вещей в последнее время снизилось, говорят и в "Спасибо!". Например, петербуржцы не спешат расставаться с одеждой ушедших из России брендов, опасаясь, что в дальнейшем не смогут её купить. Хотя в целом активность по сдаче вещей у людей сохраняется.
"За последние полгода мы открыли два новых магазина в Петербурге, но не в связи с сильным ростом выручки — это было запланировано. Количество вещей осталось на уровне предыдущих лет. Один контейнер приносит примерно тонну одежды в месяц, всего по городу их около 180. Мы не заметили сильного роста спроса на б / у одежду. Единственное, в нашем Tack Tack by "Спасибо!", где продаются люксовые бренды, он остался на том же уровне, но магазин находится в ТЦ, а там проходимость в последнее время упала. Теоретически можно предположить, что спрос вырос", — рассказала PR–директор сети благотворительных магазинов Ксения Чепига.
Быть или не быть
Однако наряду с трендом развития комиссионных магазинов и секонд–хендов в кризис наблюдается и другая тенденция — часть игроков покидают рынок, потому что не могут адаптироваться к новым условиям.
Например, основательница "Секонда под соснами" Лилия По закрыла магазин. Как она пояснила в беседе с корреспондентом "ДП", нынешняя ситуация добавила ей хлопот из–за необходимости оплаты товара в валюте и поиска новых покупателей. Майя Арутюнян указывает, что примеров проектов, которые закрылись с начала текущего кризиса, довольно много.
Например, ранее "ДП" писал, что винтажные секонд–хенды Северной столицы сейчас испытывают трудности с поставками товара из других стран. В целом в городе много магазинов, которые торгуют именно привозными вещами, правда теперь есть вероятность, что ситуация наладится благодаря параллельному импорту и развитию альтернативных методов сбора вещей внутри страны.
Стоит отметить, что ГК "Лепта" ещё год назад запустила онлайн смарт–сервиса TOLKOVO по сбору вещей на оценку через сеть постаматов.
Развитие рынка в разных городах зависит от многих факторов, в том числе платёжеспособности населения. Однако это не единственный важный фактор. Например, сравнивая ситуацию в Петербурге и Москве, продавцы отмечают принципиальную разницу.
"В московских комиссионных магазинах больше товаров актуальных коллекций, а в Петербурге — редких эксклюзивных вещей, поэтому москвичи, приезжая в город на Неве, с удовольствием идут на шопинг в наши магазины", — резюмирует Жанна Сильченко из Best Resale.