Туризм оказался той самой сферой, где импортозамещение за пару лет удалось успешно реализовать не на словах, а на деле. Конечно, нельзя сказать, что это произошло полностью добровольно. Сначала внутри национальных границ россиян запер ковид. Затем те, кто сохранил финансовые возможности, стали рассматривать зарубежные страны уже не с точки зрения отдыха, а как направление для релокации. Но всё–таки факт, что люди стали ездить по России активнее и получать от этого больше удовольствия, чем раньше, вполне очевиден.
Это подтверждают и результаты социологического опроса фонда "Общественное мнение", в котором 62% респондентов остались довольны своими недавними поездками по стране, 45% согласны, что за последние пару лет в условиях для внутреннего туризма наблюдается заметный прогресс, а 52% считают, что скоро всё станет ещё лучше. Менее года назад совершили поездку на отдых в какой–либо регион России 20% опрошенных (в 2011 году таких было только 9%). Но расти ещё есть куда — 30% честно признались, что никогда не выезжали за пределы родного края или области. Впрочем, в 2011–м таких было 39%, так что динамика положительная.
Позитивный настрой опроса сбивается, как только речь заходит про заграничные поездки. Доля тех, кто никогда не выезжал за рубеж, выросла до 69% (с 60% в 2020 году). А провести отпуск в другой стране за последний год смогли только 2%. Так что секрет роста популярности внутреннего туризма кроется не только в любви к родным просторам, повышении качества сервиса и продуманных мерах господдержки. Но и в том, что большинству отечественных путешественников попросту не с чем сравнивать.