Обнуление НДС поставило гостиничный бизнес и туроператоров в неравные условия. По итогам первого месяца мерой господдержки оказались не очень довольны как те, кого она обошла, так и те, кто имеет возможность ею воспользоваться.
Обнулить ставку НДС для отелей с 1 июля было решено ещё весной в качестве мер поддержки в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Российская ставка налога 20% являлась одной из самых высоких в мире. Для сравнения: по данным Ассоциации туроператоров (АТОР), нулевая ставка НДС для гостиниц действует в Израиле, ОАЭ, Сингапуре и ряде других стран. В Китае ставка НДС для гостиниц составляет 9%, в странах Евросоюза — в среднем 7–8%, в Таиланде — 7%.
Отельеры, вот уже третий год подряд существующие в режиме выживания сначала из–за ковида, а затем из–за международной обстановки, не раз просили разгрузить их от избыточного налогового бремени. Разумеется, терять отрасль, которая приносит в федеральный и региональный бюджеты солидные средства, нельзя.
Для Петербурга это особенно актуально: по данным комитета по развитию туризма, в 2021 году налоговые поступления от индустрии туризма в городскую казну составили 26,8 млрд рублей, а её общий вклад в экономику города оценивается в 233,9 млрд рублей. Однако попытка решить проблему при помощи резких движений с НДС разбалансировала сложившуюся систему отношений между игроками рынка и обернулась новыми трудностями.
Денежки врозь
Читайте также:
Туризм
Петербургские отели и рестораны набрали обороты
Как пояснили в пресс–службе Российского союза туриндустрии (РСТ) на Северо–Западе, обнуление ставки выводит из налогооблагаемой базы только стоимость проживания. Питание и дополнительные услуги по–прежнему облагаются НДС. Как следствие, гостиницам приходится вести затратный раздельный учёт, который неудобен всем. Кроме того, поскольку услуги питания в кафе и ресторанах от НДС освобождены, а в гостиницах — нет, цены в гостиничных меню выглядят не конкурентно.
Генеральный директор туроператора ITS Виктория Шамликашвили напоминает, что представители бизнес–сообщества изначально предлагали снизить ставку НДС, а не полностью обнулять её. Это вполне позволило бы компаниям сэкономить деньги и за счёт этого, например, увеличить зарплаты персоналу. Но в то же время у них сохранилась бы возможность вычета НДС.
"У многих отелей высока доля корпоративного сектора, которому было удобно иметь поставщика услуги с НДС. Рынок предлагал одно решение, но власти сочли верным другое. Бухгалтерии компаний получили больше нагрузки, они должны оценивать, какие из их услуг облагаются налогом, какие нет. Посмотрим, как на такую отчётность будет реагировать налоговая", — комментирует Шамликашвили.
Отдельная история — взаимодействие отелей с туроператорами. По сути, мера, которая декларировалась как направленная на поддержку всей туристической отрасли, породила неравенство среди участников рынка. У многих отелей случилось недопонимание с некоторыми агентами, которые продают их услуги за комиссионное вознаграждение. Ведь НДС отменили только для отельеров, а туристические операторы и компании, занимающиеся размещением корпоративного сегмента, продолжают быть его плательщиками. В результате у них возникают дополнительные издержки, так как зачесть НДС, уплаченный отелем, они больше не могут и должны платить его со всей суммы сделки.
"В первое время некоторые партнёры просили снизить для них тарифы на 20%. Другие подняли цены для конечного клиента. Сейчас многие агенты предлагают новые схемы взаимодействия, перезаключают договоры на новых условиях. В целом это рабочие вопросы, отрасль адаптируется к новым правилам игры", — рассказала генеральный директор управляющей компании High Season Group Екатерина Кувайцева.
Командировочный пасьянс
В Российском союзе туриндустрии поясняют, что при формировании комплексного турпродукта операторы вынуждены платить НДС 20% именно как оборотный налог, а не как налог со своего дохода. При такой ставке деятельность компаний становится нерентабельной. "Обнуление НДС для отелей усугубило эту проблему и подталкивает туроператоров либо к разделению бизнеса и переходу на упрощённую систему налогообложения, либо к дроблению турпродукта и переходу на агентскую форму работы, что противоречит действующему законодательству", — указывают там.
Эксперты РСТ полагают, что решить проблему помогло бы включение туроператорской деятельности в статью 149 Налогового кодекса, что позволит причислить этот вид бизнеса к не облагаемым НДС.
Генеральный директор AZIMUT Hotels Максим Бродовский считает, что в ближайшем будущем фирмы будут регистрировать юрлица с УСН для работы с гостиничной сферой (хотя большая часть крупных операторов и так имела такую практику). Некоторые фирмы, которые не адаптируются к ситуации, могут потерять турпоток.
Также парадоксальная ситуация сложилась в сегменте делового туризма. Из–за необходимости учитывать все нюансы новой налоговой ситуации процесс согласования деловых путешествий между компаниями, MICE–агентствами и отелями стал значительно сложнее и растянулся во времени. Агентства продолжают платить НДС и добавляют стоимость налога к своему продукту, что делает его менее привлекательным. Хотя клиент может работать напрямую с отелями, но удобнее поручить это агентству. Но и при попытке сделать всё самостоятельно сложностей хватает.
"Из–за перехода завтраков из раздела “проживание” в “питание” и их довольно высокой стоимости, которую нельзя сократить из–за формата “шведский стол”, компании вынуждены перераспределять бюджеты на питание командированного сотрудника в течение дня или выбирать более дешёвый отель. Как правило, у крупных компаний такие бюджеты закладываются на год, и в течение года их практически невозможно изменить", — рассказала Влада Васильева, операционный директор MICE–агентства "Аэроклуб Тур". По её мнению, реальной поддержкой мог бы стать отказ от НДС для всех участников рынка, а также предоставление кредитов под меньшие проценты.