Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Maersk: без денег и без СМП
Датская Maersk, один из ведущих глобальных операторов морских грузоперевозок, подсчитывает убытки от приостановки своей деятельности в России. Как свидетельствует финансовая отчётность компании, недополученная прибыль составила $624 млн за первую половину 2022 года.
Потери Maersk этим не исчерпываются. Уход с российского рынка закрыл перед датским гигантом перспективы освоения непростого, но потенциально прибыльного рынка трансарктических грузоперевозок через Северный морской путь, к которому давно присматривались датчане.
Напомним, в сентябре 2018 года контейнеровоз Venta Maersk совершил рейс по СМП, доставив груз из Южной Кореи в Санкт-Петербург. Опираясь на полученный опыт, компания взяла курс на закрепление за собой нового рынка: в 2019 году Атомфлот и Maersk Line подписали меморандум о сотрудничестве. Теперь это сотрудничество оказалось на паузе, а нишу, на которую претендовала датская корпорация, могут занять другие перевозчики — китайские или, что вероятнее всего, отечественные.
Петербург зарабатывает в Арктике
Городской комитет по делам Арктики отчитался о росте экономического взаимодействия Северной столицы с заполярными регионами. По словам и.о. главы комитета Елены Асеевой, за истекшее полугодие предприятия Петербурга заключили 1076 контрактов с субъектами АЗРФ на общую сумму 18 млрд рублей. Прогресс налицо: и по числу соглашений, и по объёму зафиксированных в них средств это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Что может предложить город Заполярью? На лидирующих позициях в списке сфер сотрудничества — медицина (продажа лекарств и медтехники), безопасность и экология, жилищно-коммунальное и дорожно-транспортное хозяйство.
Как видим, Петербург показывает неплохие результаты на ниве "интеллектуального экспорта", предлагая арктическим регионам товары и услуги с высокой добавленной стоимостью. Всё это говорит в пользу дальнейшего углубления "арктической специализации" петербургской экономики — и более интенсивного развития горизонтальных связей между предприятиями города и заполярных субъектов.
Сахалин поможет Заполярью
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, посетивший Сахалинскую область с рабочей поездкой, сообщает: на Сахалине будет создан центр водородного инжиниринга. Он войдёт в состав Восточного водородного кластера, в котором предполагается организация производства экологичного топлива, предназначенного для внешнего и внутреннего рынков. В будущем ноу-хау центра можно будет тиражировать на Дальнем Востоке, в Арктике и других регионах России, уверены в федеральном правительстве.
За водородным топливом — немалые перспективы. Политические установки на снижение углеродного следа, в том числе путём перехода на "голубые" и "зелёные" виды энергоносителей, никуда не исчезли, а это значит, что водород, аммиак и прочие варианты "низкокарбоновых" топлив, производящихся из природного газа, будут чем дальше, тем больше востребованы на мировом рынке. Эта история весьма актуальна для нашей Арктики, хранящей в своих недрах огромные газовые запасы. Опыт Сахалина будет востребован при организации подобных производств и кластеров в Заполярье.
Турки подстрахуют "Арктик СПГ-2"
Компания "Новатэк" пытается найти замену турбинам американской Baker Hughes, которые должны были применяться для сжижения газа и энергоснабжения всех трёх производственных линий проекта "Арктик СПГ-2". Сделка по поставке на заполярный завод двадцати газовых турбин, совместно разработанных General Electric и Baker Hughes, сорвалась из-за ухода последней с российского рынка.
Похоже, решение для первой линии готово: "Новатэк" намерен заказать у турецкой фирмы Karpowership плавучую электростанцию мощностью 300–400 МВт, работающую на газопоршневых двигателях. Отечественных аналогов не нашлось — российская компания "Силовые машины", работающая в данной нише, предлагает промышленные турбины с избыточной для данного проекта мощностью, поэтому выбор и пал на производителя из страны, не относящейся (по крайней мере, пока) к категории недружественных.
Открытым остаётся вопрос энергоснабжения второй и третьей линий завода. Возможно, данная задача будет решена за счёт замены турбин на электроприводы (что потребует сооружения дополнительных энергетических мощностей), но не исключено, что "Новатэк" просто продолжит закупку плавучих станций турецкого производства.
Ямальское картофелеводство: перспективы есть
Сотрудники Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН и Тюменского госуниверситета вырастили на Ямальской опытной станции в Салехарде первый урожай арктических сортов картофеля. В рамках проекта, реализуемого в ЯНАО с 2021 года, учёные рассчитывают создать сорт, устойчивый к суровым климатическим условиям Арктики и приполярных районов и, что немаловажно, не подверженный вирусам, бактериям и вредителям.
Морозостойкие и безвирусные сорта, тестируемые на Ямале, показывают хорошую динамику. Тюменские специалисты полагают, что уже к 2024 году им удастся подготовить сорт картофеля, оптимально подходящий для Ямала и других регионов Крайнего Севера, а к 2025 году — вывести его на массовый рынок.
Выращивание овощей и фруктов за полярным кругом — вполне здравая идея. Завоз сельхозпродукции с "материка" обходится дорого, а её хранение требует особых условий. Собственное аграрное производство повысит самодостаточность арктических районов страны и обеспечит необходимую экономию ресурсов. Дело за селекционерами — и созданием конкурентоспособного семенного материала для высоких широт.