Ближайшей к Петербургу страной, куда без излишних хлопот можно доехать на собственном автомобиле или мотоцикле, стала Белоруссия. Россияне активно исследуют новое направление, в их числе главный редактор "ДП".
В момент политических потрясений и закрытых границ географическое положение Петербурга весьма существенно ограничивает круг направлений, куда можно поехать в отпуск. Особенно сложно тем, кто привык путешествовать самостоятельно на машине или мотоцикле. Получается, что ближайшая страна, куда можно поехать на неделю–другую на собственном транспорте без особых эмоциональных и финансовых затрат, — Белоруссия. Границы как таковой между странами почти нет, языкового барьера тоже, да и валюту заранее приобретать не надо.
Любой рассказ о путешествии принято начинать с описания дороги. Так вот, никогда не думал, что скажу эту фразу: дороги в России хорошие! Особенно это чувствуется, если ты едешь на мотоцикле. Ведь даже знаменитая трасса M–1 (Москва — Брест), которую строили ещё в СССР, всё–таки заставляет напрягаться на небольших канавах и поперечных стыках в асфальте. И на этом фоне дороги в Ленинградской и Псковской областях почти идеальные.
Граница открыта
Граница между Белоруссией и Россией проходит почти незаметно. Несмотря на громкое название "Международный автомобильный пункт пропуска Лобок" (это деревня такая), на самой границе тебя встречают два улыбающихся пограничника, которые чисто для проформы спрашивают российский внутренний паспорт. Быстро пролистав его, желают тебе счастливого пути. И всё — ты в Белоруссии. Впрочем, то, что страна немного другая, замечаешь сразу: уж больно чистые обочины и покошенная трава вдоль дороги и частных домов. А во всём остальном разницы практически и нет. Во всяком случае на взгляд туриста.
Витебск
Первый город по маршруту — это Витебск. Ничто не возвращает так в советское прошлое, как понятие "коридорная". В советские времена были такие работницы, которые сидели на этажах в гостинице и следили за нравственностью советских граждан. Самих коридорных в центральном отеле "Витебск" города Витебска уже нет, но их рабочие места остались, как сохранился стиль и дух советской гостиницы. Впрочем, в этом есть свой очаровательный колорит.
Сам Витебск достаточно крупный промышленный центр Белоруссии, но вот исторический центр весьма скромен. Впрочем, количество вкусных ресторанчиков, кофеен и пивных баров большое для такого небольшого центра. И конечно же, Витебск вовсю эксплуатирует в туристических интересах своего знаменитого земляка Марка Шагала. Ну а как иначе?
Минск
Это столица, и этим всё сказано. Гуляя по городу, понимаешь, что Минск, отстроенный после Великой Отечественной войны, впитал в себя много архитектурных решений из разных городов СССР. Где–то он напоминает Москву, где–то Ленинград, а где–то Киев. И такое смешение рождает свой собственный стиль города, который в итоге становится не похож ни на какие другие города. В Минске присутствуют абсолютно все иностранные бренды, которые ушли из России. Так что тому, кто соскучился по текстилю с фирменными этикетками или "той самой картошке", — добро пожаловать в Минск.
Шопинг
Кстати, о покупках. Карта системы "Мир" в Белоруссии работает везде. Зато карты других систем не работают нигде. И расплачиваться в этой стране лучше не меняя деньги, а сразу безналом. Курс в обменниках резко контрастирует с курсом ЦБ РФ, по которому идут расчёты через НПС "Мир".
Теперь пару слов о ценах: они низкие. В принципе этим сказано всё. За исключением, пожалуй, цен на проживание в гостиницах. Но есть много сервисов по суточной аренде квартир. Такое обилие и разнообразие предложений сложно найти где–то ещё. И надо иметь в виду, что хозяева принимают оплату либо в белорусских рублях, либо в долларах. Поэтому приходится идти в обменники с их невыгодным курсом. Но будем считать это своеобразным "местным туристическим налогом".
Окрестности столицы
Будете в Минске — не поленитесь съездить в Хатынь. Рассказывать про историю этой сожжённой деревни можно долго, и всего всё равно не расскажешь, и для каждого Хатынь будет открываться по–своему. Но то, что туда обязательно надо попасть, — бесспорно.
Мотопутешествие по Белоруссии это не только про крупные города. Интересных достопримечательностей в этой стране хватает. Конечно, стоит упомянуть про одно из родовых гнёзд Радзивиллов — Несвиж (с красивым барочным замком) и про Мирский замок, который напоминает настоящие средневековые укрепления. Оба объекта находятся в прекрасном состоянии и в часе езды от Минска. Только стоит быть готовым к тому, что часть экспонатов в этих музеях будет подписана на белорусском и английском языках. И это несмотря на то, что русский язык (наряду с белорусским) является государственным языком страны. Вот такие парадоксы белорусизации.
Брест
Когда мы говорим про этот город, то в голове стразу всплывает словосочетание "Брестская крепость". Это так. И даже в символике города есть элементы крепостных укреплений. Сам мемориал "Брестская крепость" производит очень сильное впечатление. Там надо обязательно побывать. И помнить, что любая военная история это не только про "массовый героизм" и "в едином порыве", но это и про индивидуальную трусость и храбрость, предательство и верность, эгоизм и жертвенность. Это всегда история про нас, про людей, которые оказались в очень непростой ситуации и каждый лично выбирал, что ему важнее.
Заезжая в Брест, нельзя не побывать в Беловежской Пуще. От города она недалеко, минут 40 езды. Пуща огромная, и, чтоб хоть как–то понять и прочувствовать её масштабы, надо брать в прокат велосипед. Прогулка на велотранспорте по вековому лесу — это отдельное событие, и оно может получиться очень ярким. И конечно, надо заехать к вольерам с зубрами. Без фото с символом Пущи, считай, и поездки в Беловежский лес не было.
Гродно
Очень непростой город с совершенно уникальной историей и архитектурой. И если в Минске ты прикидываешь, какой из советских мегаполисов он тебе напоминает, то в Гродно думаешь, на какой из восточноевропейских городов больше всего похоже это место. Тут можно найти немного Вильнюса, Люблина, Кракова, возможно, чуть Братиславы ну и совсем "щепотку" Варшавы. Что, впрочем, неудивительно. Гродно — плоть от плоти наследие Речи Посполитой и в архитектуре, и в планировании городского пространства. Кстати, второй раздел этого государства законодательно был оформлен на последнем сейме польских представителей именно в этом городе.
"Молчание — знак согласия" — это крылатое выражение нам подарило последнее заседание Польского сейма в Гродно, когда депутаты не решились выступить за или против фактического присоединения к России, а просто молчали.