Единственный оператор самого маленького порта Ленобласти добился расторжения арендного договора между владельцем территории и Росморпортом. Это уникальный случай, когда частная компания избавилась от соседства с государством.
Стопроцентную победу единственного стивидора порта Выборг ООО "Порт Логистик" над сразу двумя структурами Минтранса — Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот) и ФГУП Росморпорт — Арбитражный суд Москвы зафиксировал 15 августа. Этим решением будет поставлена точка в двухлетнем споре, в ходе которого "Порт Логистик" пытается избавиться от навязанного ему соседства с Росморпортом, которому принадлежат причалы, — если оно вступит в законную силу.
По данным СПАРК, ООО "Порт Логистик" принадлежит ООО "Порт Выборг" Екатерины Гноенской (40%), Мананы Чантуридзе (40%) и Ирины Евсегнеевой (20%). Возглавляет "Порт Выборг" Кирилл Крупник, бизнес–партнёр Натальи Тюльпановой — вдовы бывшего спикера петербургского Законодательного собрания и сенатора Вадима Тюльпанова — в Большом порту Санкт–Петербург. По данным администрации морских портов Балтийского моря, "Порт Логистик" перевалил в первом полугодии 2022 года 0,4 млн тонн грузов, основные из которых уголь и металлолом. Выручка компании от продаж в 2021 году — 0,7 млрд рублей.
Порт в Выборге занимает 16 гектаров в историческом центре этого древнего города, с ноября 2018 года их арендует "Порт Логистик", который и переваливает там грузы. Владелец земли и арендодатель — государство в лице Росморречфлота. На участке располагаются сооружения и 13 причалов, которые на праве хозяйственного ведения принадлежат другой структуре Минтранса — Росморпорту. Но в договоре аренды земельного участка про Росморпорт ничего не сказано. Так было до июня 2020 года, когда Росморречфлот подписал соглашение с Росморпортом, которым присоединил его к арендному договору портовой территории в качестве соарендатора "Порта Логистик". Сам "Порт Логистик" об этом в известность не поставили — у частной компании появился нежеланный сосед.
"Они нарушили процедуру, и мы добиваемся, чтобы они вернули обратно и сделали всё как надо. Вопрос решать надо по закону и в юридическом поле, чтобы государственное предприятие нормально, в соответствии с Гражданским кодексом, проделало процедуру присоединения. Они это сделали неправильно", — сказала "ДП" генеральный директор "Порта Логистик" Ольга Ансберг.
В опубликованном 15 августа судебном решении указана и практическая причина, из–за которой наличие соарендатора представляется выборгскому стивидору крайне нежелательным.
"В результате заключения спорного соглашения… ФГУП “Росморпорт” стало соарендатором… с большими правами, чем ООО “Порт Логистик”, — пункты… спорного соглашения дают право ФГУП производить улучшение земельного участка (строительство, установку производственных сооружений и непроизводственных зданий, строений и пристроек, а также других сооружений)…" — написано в судебном акте.
Проще говоря, частной компании не только "подселили" без её согласия нового соседа, но и предоставили ему больше возможностей хозяйничать в порту, чем ей самой. Причём речь идёт не только о территориях, занятых принадлежащими Росморпорту причалами, а обо всех арендованных "Портом Логистик" 16 гектарах.
В первый раз компания попыталась избавиться от соседства с Росморпортом в 2021 году, но тогда московский арбитраж принял дипломатичное решение, которое оказалось неэффективным. Суд констатировал нарушение статьи 39.20 Земельного кодекса ("Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположено здание, сооружение"), признал незаконным соглашение о присоединении Росморпорта к арендному договору с "Портом Логистик" и обязал Росморречфлот рассмотреть этот вопрос повторно.
"Договор аренды, по которому ООО “Порт Логистик” является арендатором земельного участка… был двусторонним, в нём отсутствует условие о согласии сторон на вступление в договор иных правообладателей объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, согласие на присоединение третьих лиц к договору аренды ООО “Порт Логистик” не давало… Росморречфлот должен был подготовить и направить ООО “Порт Логистик” и ФГУП “Росморпорт” проект дополнительного соглашения… В случае отказа… Росморречфлот имел бы возможность… обратиться в суд…" — написано в мотивировочной части датированного мартом 2021 года первого судебного решения, которое вступило в законную силу.
Структуры Минтранса использовали все возможности для его отмены и дошли до Верховного суда — безуспешно. Но повторного "рассмотрения вопроса", кажется, не случилось, и в апреле 2022 года "Порт Логистик" вновь обратился в суд. Опубликованное 15 августа решение полностью избавляет компанию от навязанного соседства, но, надо полагать, не сейчас — Росморречфлот и Росморпорт могут вновь обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
"ДП" отправил запросы о комментариях в Росморречфлот и в Росморпорт.