Петербургский сервис "Смекалка" в своих соцсетях предупредил о скором прекращении работы.
На страницах официальных аккаунтов сервиса появились записи, в которых сообщалось: "“Смекалка” доработает до конца лета и полностью приостановит обслуживание как на доставку, так и в магазинах". В пресс–службе компании People&People, занимающейся управлением сервисом, "ДП" подтвердили эту информацию.
"Мы хорошо росли, но, к сожалению, рыночная конъюнктура не сыграла нам на руку. По нашим планам к началу сентября проект должен был выйти на самоокупаемость, но этого не произошло. Поэтому было принято решение к концу августа приостановить обслуживание клиентов как в магазинах, так и на доставку. Сейчас мы внимательно изучаем все возможности изменения бизнес–модели и возвращения на рынок", — отметила сотрудница пресс–службы Екатерина Зубенина.
"Смекалка" занимается производством и доставкой полуфабрикатов, десертов, молочных продуктов и других товаров. Два последних года сервис активно развивался на петербургском рынке, расширив не только доставку, но и запустив фирменные торговые точки, а также новые локальные производства. В этом году компания открыла два магазина в новом формате, где также можно было приобрести готовую еду. Ранее "Смекалка" выходила на рынок Москвы. В январе там открылся фирменный магазин.
Согласно данным "Контур.Фокус", ООО "Смекалка" было зарегистрировано в 2018 году. По итогам 2021 года выручка компании составила 145,8 млн рублей, тогда как в 2020–м выручка была всего 39 млн рублей. Чистая прибыль в 2021 году составила 1,6 млн рублей против 4,5 млн рублей годом ранее.
Инвестиционная компания People&People занимается также развитием сервисов "Таксовичкоф", "Грузовичкоф", доставки "Dostaевский", студиями маникюра и педикюра "Кисточки". В этом году компания приобрела ещё сервис такси "Ситимобил".
Рынок локальных сервисов доставки еды и полуфабрикатов в Петербурге не слишком велик. Основные игроки — "Панда", "Ешь деревенское", "Маша рядом". Заметно более развитым выглядит рынок доставки продуктов питания и готовой еды. В целом, по данным агентства INFOLine, динамика роста e–grocery во II квартале текущего года замедлилась год к году на 22 п. п. и составила 68%.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков отмечает, что многие выходят на рынок e–grocery в надежде спастись от жёсткой конкуренции, существующей в других сегментах ретейла. Но проблема в том, что онлайн–торговля ещё более консолидирована, чем офлайн–рынок.
"Не всегда понятно, за счёт чего новые проекты будут конкурировать с этими монстрами, которые определяют тенденции рынка. В условиях, когда есть рост доходов населения, есть средний класс, можно делать ставку на сервис, уникальный ассортимент, качество продукции. Это всё позволяет конкурировать с крупными компаниями, которые не в состоянии выдерживать стопроцентное качество сервиса в таких масштабах. В 2019–2020 годах, до пандемии, наблюдалось восстановление потребительской активности. Но сейчас доходы населения будут снижаться, и никаких шансов таким нишевым игрокам в моём понимании не остаётся. Побеждать будут крупные сетевые компании", — считает Федяков.
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал отмечает, что период пандемии стимулировал развитие сервисов доставки во всех направлениях. Сейчас же рынок оказался заполнен и даже перегружен. Доставка как сервис перестала быть конкурентным преимуществом для клиентов и стала восприниматься как опция по умолчанию. Однако условия для развития новых сервисов по–прежнему сохраняются за счёт широкой аудитории и разнообразия предлагаемых категорий товаров.