Набор развлечений в нынешнем сезоне оказался ограничен. Петербуржцам и гостям города пришлось обходиться без кинопремьер. Зато выставок, экскурсий, спектаклей и походов по ресторанам хватило на всех.
До конца лета остаются считаные дни. В музеях, театрах, ресторанах уже подводят его предварительные итоги и подсчитывают прибыль. Судя по отзывам, кризис не повлиял на желание людей тратить деньги на свой досуг.
На отдых не жалко
По данным "Авито Услуг", этим летом жители Петербурга чаще выбирали культурный и активный отдых вместе с друзьями и близкими. Так, в мае — начале июня многие ездили на экскурсии по городу и близлежащим окрестностям (спрос вырос на 18% год к году). Горожане искали и профессиональных гидов для индивидуальных туров и поездок в мини–группах (рост спроса на 18%).
Также этим летом жители Северной столицы предпочитали проводить торжества на свежем воздухе — в июле на 50% вырос спрос на услуги помощников по проведению выездных мероприятий. Чаще всего пользователи приглашали ведущих на выпускной (+84%), свадьбу (+69%), детские праздники (+65%) и корпоративы (+46%).
"Этим летом значительно вырос интерес к внутреннему туризму. Многие петербуржцы начали планировать свой отдых ещё весной, чтобы успеть выбрать подходящие туры и путёвки. Популярностью пользовались как небольшие поездки в формате экскурсий выходного дня в соседний регион, так и продолжительные туры с полноценным погружением в местный колорит и интерактивной программой", — рассказал руководитель маркетинговых проектов "Авито Услуг" Иван Чулков.
Рост внутреннего туристического потока в этом году особенно заметен. Ранее сообщалось, что в первом полугодии 2022–го количество туристов в Северной столице оказалось на 32% больше показателя за аналогичный период 2021 года. Как правило, в Петербург приезжают москвичи и жители Подмосковья.
Стоит учитывать, что средняя сумма затрат у российских туристов обычно ниже, чем у иностранцев. Однако, по данным АТОР, за полгода она выросла на 13%. Люди стали больше денег тратить на сувениры, осмотр достопримечательностей, походы в кафе и рестораны.
Не только премьеры
Летний наплыв туристов положительно повлиял и на посещаемость культурных учреждений. Особенно тех, кто сам подстроился под ситуацию. К примеру, театр "Буфф" в этом году впервые начал сезон не в сентябре, а уже в середине августа.
"Востребованы не только спектакли на основной сцене театра (русская классика, мюзиклы, комедии), но и уникальные музыкальные шоу–программы с ресторанным обслуживанием в зале “Кабаре–буфф”, предлагающие необычный формат культурного досуга. Из–за высоких цен на отдых многие горожане отказываются от путешествий. А чтобы отдохнуть и развлечься — выбирают посещение представлений", — поделился с "ДП" специалист по маркетинговым коммуникациям театра Даниил Антонов.
В Театре эстрады им. Аркадия Райкина отмечают, что летом процент туристов среди зрителей выше, отчасти это можно объяснить расположением театра в "золотом треугольнике" (рядом с Невским проспектом и Дворцовой площадью). Петербуржцы же предпочитают уезжать на природу, отдыхать в других регионах, уступая культурное пространство гостям города. В пресс–службе театра рассказали, что этим летом наибольшей популярностью у зрителей пользовались спектакли и концертные программы с участием художественного руководителя Юрия Гальцева ("Мнимый больной", "Концерт для своих", "Дураки–дороги", "Ревизор"). "С не меньшим успехом идут хиты репертуара с участием молодых артистов: “Шоу для настоящих леди”, “Шум за сценой”, “Крокодил души моей”. В сезон отпусков особо востребованы экскурсии по закулисью театра — проводим их как по выходным, так и по будням", — добавили там.
Без блокбастеров
В музеях–заповедниках, окружающих Петербург, высокий сезон ещё в разгаре. В ГМЗ "Царское Село" говорят, что посещаемость обычно оценивают по самому востребованному объекту — Екатерининскому дворцу. Сейчас его ежедневно посещают около 6 тыс. человек. Если за весь 2021 год музей–заповедник посетили 1,8 млн человек, то за прошедший период 2022 года количество гостей уже почти достигло 2 млн. В пресс–службе указывают, что поток вырос во многом благодаря снятию эпидемиологических ограничений.
По данным аналитиков МТС Банка, этим летом жители Ленинградской области обогнали по росту интереса к театру петербуржцев. В Ленобласти билеты в театр покупали в 3 раза чаще, чем в прошлом году. Однако жители Северной столицы тоже стали чаще ходить в театр — число покупок билетов этим летом выросло в 2,2 раза по сравнению с прошлым годом.
Этот тренд подтверждают и аналитики билетных витрин МТС, которые зафиксировали значительный рост интереса к выставкам и детским шоу. Кроме того, на треть вырос интерес к живой природе — билеты в зоопарки и океанариумы в городе на Неве покупали на 32% чаще. В Ленинградской области жизнью животных интересовались на четверть чаще.
Гораздо хуже чувствуют себя кинотеатры. Из–за отсутствия в прокате большей части зарубежного киноконтента продажи падают.
По данным МТС Банка, снижение продаж по Петербургу составило 43% при росте среднего чека на 22%. По Ленобласти картина ещё более печальная: снижение спроса в 2,5 раза относительно прошлого лета.
По усам текло
Летом жители и гости города предпочитают тратить деньги и в ресторанах. По данным Restoclub.ru, люди выбирают заведения не столько по кухне, сколько по наличию летней террасы. Заведения, которые обустроили её, собирают на 25–30% больше трафика. Средний чек во многих заведениях относительно прошлого года вырос. Из–за роста цен на продукты и алкоголь в марте–апреле рестораторы вынужденно поднимали цены, пересматривая своё меню. Сейчас позиции стабилизировались. Стоимость некоторых блюд даже вернулась к уровню 2021 года. Но общий рост цен составил порядка 10–15%.
Самые популярные кухни в Петербурге (если говорить о заведениях среднего уровня и выше): итальянская, грузинская и французская. При этом каждый шеф–повар старается внести в классические рецепты свою изюминку. В итоге рестораны часто предлагают национальную кухню не в чистом виде, а в авторском прочтении.
"Интересно, что в этом году мы наблюдаем рекордные запросы на проведение банкетов (дни рождения, свадьбы, корпоративы). Возможно, сказывается отложенный спрос. Люди почти 2 года не праздновали в таком формате", — рассказал коммерческий директор Restoclub.ru Сергей Захаров.
Всего, по информации из базы данных ресторанного гида, в городе на Неве в первом полугодии открылось 339 заведений. Для сравнения: в допандемийном 2019 году за первые 6 месяцев в Петербурге появилось 361 заведение.