Август — волнительное время поступления в колледжи и университеты. Абитуриенты подают документы, сдают вступительные экзамены или получают дополнительные баллы и поступают в вуз мечты благодаря своим победам в конкурсе.
Так, Павел Школянский из Мурманска и Татьяна Овчинникова из Москвы после победы в первом окружном хакатоне проекта "Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект" — одного из проектов президентской платформы "Россия — страна возможностей", заинтересовались изучением искусственного интеллекта и поступили на бюджет в магистратуру в рамках AI Talent Hub "Инженерия машинного обучения" в ИТМО. На вступительном экзамене победители получили дополнительные баллы за статус в проекте и решение, созданное на хакатоне.
42–летний Павел Школянский и 39–летняя Татьяна Овчинникова впервые приняли участие в хакатоне Дальневосточного округа проекта "Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект" в 2022 году: собрали команду на платформе и попробовали свои силы в решении задачи по планированию маршрута для группы роботов с применением искусственного интеллекта и машинного обучения. Первый хакатон стал успешным и прорывным — команда заняла первое место, выиграла 300 000 рублей, решила дальше изучать эту сферу и профессионально развиваться.
Павел Школянский живет в Мурманске и работает программистом в Мурманской областной клинической больнице, а направление Data Science изучает около четырех лет, проходя различные курсы, повышая квалификацию и участвуя в хакатонах: "В нашей команде на конкурсе было пять человек — мы не были знакомы и не представляли уровень знаний и опыта друг друга. Моя первоначальная мотивация в хакатоне — получение нового интересного опыта, общение с участниками команды. У нас было понимание примерных методов решения заинтересовавших задач и довольно много времени на подготовку. Тут необходимо упомянуть наших кураторов и организаторов хакатона, благодаря их незримой, но ощутимой поддержке, та самая подготовка и энергия, полученная от достигнутого результата на соревнованиях, не были потрачены впустую. В рассылке от конкурса я узнал, что могу попробовать поступить на магистерскую программу "Инженерия машинного обучения" в ИТМО, рассказал сокомандникам. Мы не поступили бы без участия, а главное, победы нашей команды в конкурсе "Цифрового прорыва", — рассказывает Павел.
Руководитель ИТ–продукта МТС Digital Татьяна Овчинникова при поступлении в магистратуру ИТМО выбрала специальность "Инженерия машинного обучения", чтобы в дальнейшем специализироваться на направлении "Менеджер AI–продукта" и добавить в портфель более высокотехнологичные продукты.
"Без участия в хакатоне "Цифрового прорыва" я бы не поняла, насколько мне интересна тема AI, ML (понять это для себя было моей задачей на хакатон), а также даже не задумалась бы о вузе вообще. Ранее я рассматривала для учебы только американские вузы, даже не подозревала, что в России есть достаточно развитая система обучения по подобным предметам. Тем более для меня было сюрпризом, что именно российский вуз является абсолютным чемпионом мира по программированию. Большая удача для меня учиться у лучших!", — призналась победительница хакатона Татьяна Овчинникова.
Магистерская программа ИТМО "Инженерия машинного обучения" создана совместно с компанией Napoleon IT. Особенность программы в том, что студенты будут учиться онлайн под руководством опытных менторов в формате распределенного проектного офиса как в крупных ИТ–компаниях ― и за два года получат навыки, соответствующие уровню Middle Machine Learning Engineer. Дмитрий Ботов, руководитель магистратуры "Инженерия машинного обучения" в ИТМО и проекта AI Talent Hub, рассказал о целях данной программы: "Одна из ключевых задач программы — набрать уверенных Junior, Junior + ребят, мотивированных на профессиональное развитие в Middle специалиста. Поэтому мы рассматривали в первую очередь тех, у кого есть проектный опыт по ML/DS. Победители хакатона "Цифровой прорыв" на практике доказали, что имеют хорошую базу и готовы бороться с трудностями, которые их ожидают. Этот путь будет непростой. Но если человек определился в жизни и четко знает, каких результатов хочет достичь, то у него все получится! А менторы программы из ведущих ИТ–компаний будут студентам в этом помогать".
О том, как именно будет строиться обучение, рассказали менторы программы. Так, Даниил Потапов, Head of Data Science & Analytics, Big Data, МТС Digital подчеркнул, что данная магистратура — это выгодное взаимодействие бизнеса и вузов: первые получают более опытных сотрудников, готовых к более высоким карьерным позициям, вторые — образовательную программу, после которой выходят не просто выпускники, а специалисты для рынка труда. И все вместе получают среду, в которой могут развиваться и расти специалисты разного уровня.
О взаимодействии университета и компании рассказал Валентин Малых, старший научный сотрудник лаборатории Huawei Noah's Ark: "Уже более 30 лет существует стратегия, направленная на создание базы развития Huawei. Любая, как мне кажется, крупная компания должна думать о своём будущем. Эти размышления приводят к тому, что создаются обоюдные связи между бизнесом и университетами. С одной стороны, компании получают доступ к студентам, которые потом приходят работать к ним. С другой стороны — даже если студент не придет, компания передаёт опыт для того, чтобы таланты могли стать сильными специалистами, которые вместе делают рынок лучше. Мы развиваем среду и получаем пользу, как непосредственно в виде людей, которые к нам приходят, так в виде самой среды, из которой в Huawei потом тоже придут сильные специалисты. И, понимая это, Huawei делает упор на взаимодействия с университетами".
Основные цели проекта "Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект»: создание системы отбора кадров для решения задач, поиск, развитие и поддержка талантливых, перспективных специалистов, желающих создавать продукты и сервисы с использованием технологий искусственного интеллекта, повышение уровня обеспечения российского рынка технологий ИИ квалифицированными кадрами, а также формирование и развитие ИИ-сообщества, популяризация, разработка и развитие продуктов с использованием искусственного интеллекта.
На 2022 год запланировано проведение 25 региональных чемпионатов — индивидуальных онлайн-соревнований ИТ–специалистов. Каждый чемпионат будет идти не менее 25 дней, всего за этот год в чемпионатах примут участие не менее 2500 человек. Также в разных регионах России пройдут 8 окружных хакатонов — это гибридные соревнования регионов внутри федерального округа с единой турнирной таблицей. На каждый такой хакатон будут поставлены от 3 до 5 кейсовых задач.
Всего в рамках проекта в период с 2021 по 2024 гг. запланировано проведение 116 хакатонов по искусственному интеллекту. В 2022 году планируется провести 36 мероприятий (хакатонов и чемпионатов) по ИИ и 25 образовательных мероприятий.
Организатор конкурса — Министерство экономического развития Российской Федерации. Оператором конкурса выступает АНО "Россия — страна возможностей", организационный партнер — Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), технологический партнер — компания VK, цифровой партнер — ПАО "Ростелеком".
Генеральными информационными партнерами конкурса выступают: холдинг "РГ–Медиа", мультимедийный холдинг РБК, информационно–аналитическое агентство "Телеком–Дэйли", оператор наружной рекламы Gallery, телеканал 360, группа компаний ComNews, "Телеспутник", ICT.Moscow, "Деловой Петербург". Информационные партнеры: информационное агентство "ФедералПресс", телеканал "МИР 24", "Вести Подмосковья", МЕЛ и другие.
Информационная справка:
Автономная некоммерческая организация (АНО) "Россия — страна возможностей" была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО "Россия — страна возможностей" возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
За 4 года работы платформы участниками её проектов стали более 15 миллионов человек из всех регионов России и 150 стран мира, а партнерами — более 1500 компаний, вузов, государственных и общественных организаций.
АНО "Россия — страна возможностей" развивает одноименную платформу, объединяющую 26 проектов: конкурс управленцев "Лидеры России", клуб Лидеров России "Эльбрус", всероссийская олимпиада студентов "Я — профессионал", всероссийский студенческий конкурс "Твой Ход", всероссийский конкурс "Большая перемена", всероссийский проект "Время карьеры", проект "ТопБЛОГ", проект "Культурный код", фестиваль "Российская студенческая весна", всероссийский конкурс "Мастера гостеприимства", "Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект", всероссийский профессиональный конкурс "Флагманы образования", всероссийский конкурс "Лучший социальный проект года", чемпионаты по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс", конкурс "Экософия", Российская национальная премия "Студент года", движение Ворлдскиллс Россия, благотворительный проект "Мечтай со мной", конкурс "Моя страна — моя Россия", международный инженерный чемпионат "CASE–IN", "Национальная технологическая олимпиада", платформа "Другое дело", Международный строительный чемпионат, проект "Начни игру", программа студенческих экспедиций "Открываем Россию заново", программа поощрительных поездок "Больше, чем путешествие", в т. ч. проект "Больше, чем работа", а также конкурс "Пишем будущее" для школьников и студентов ДНР и ЛНР.
В рамках деятельности АНО "Россия — страна возможностей" в феврале 2019 года создан образовательный центр — Мастерская управления "Сенеж". Обучение в нем проходят участники проектов и конкурсов платформы, активная молодежь, а также управленцы и государственные служащие. Мастерская выступает площадкой для проведения различных образовательных и молодежных форумов, в том числе форума "Территория смыслов".
В рамках АНО "Россия — страна возможностей" в августе 2020 года создан департамент оценки и методологии. Его задачами являются разработка и внедрение собственных инструментов оценки управленческих и деловых компетенций во все конкурсы и проекты платформы "Россия — страна возможностей" и партнеров, создание и поддержка центров компетенций в университетах, проведение оценки, организация обучения и подготовки кадров для деятельности центров компетенций. В вузах в 25 регионах страны создано более 50 центров оценки и развития надпрофессиональных компетенций студентов.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) была создана в 2006 году и на сегодняшний день объединяет более 100 игроков рынка электронных коммуникаций. В задачи РАЭК входит экспертиза, стандартизация и развитие интернет–технологий, взаимодействие с государственными органами управления, формирование отраслевых позиций, отстаивание интересов интернет–бизнеса, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие профессиональных компетенций специалистов в сфере интернет–технологий и многое другое.