Состояние человека отражает его окружение: работа, круг друзей, семья и, конечно, место, где он живёт. Качество жизни выходит на новый уровень, если человек ощущает себя комфортно, в первую очередь благодаря экологичной — во всех смыслах — среде обитания.
По данным исследования аналитического центра НАФИ, более 57% россиян считают условия жизни главным фактором здоровья человека. Поэтому при выборе недвижимости фокус внимания покупателей всё больше направляется в сторону разнообразия прилегающей инфраструктуры.
Именно поэтому принцип антропоцентричности в строительстве (когда концепция проектов строится вокруг благополучия человека) постепенно становится всё более актуальным. В каждом новом микрорайоне открываются фитнес-клубы и частные клиники, а школы возводятся с бассейнами. С другой стороны, городская инфраструктура здорового образа жизни — это не только медицинские и спортивные объекты. В первую очередь это устойчивый природно-экологический каркас и сбалансированная транспортная система, отдающая приоритет пешеходной и велосипедной мобильности, а не личному транспорту, отметил в беседе с "ДП" городской планировщик, руководитель проектов в ООО "ПроГород" (ВЭБ.РФ) Даниил Веретенников.
Природно-экологический каркас невозможен без двух компонентов. Первый из них — связная и по возможности непрерывная сеть парков, бульваров и "природных" территорий в их естественном виде с минимальным благоустройством. Второй важный компонент — система инженерных решений по очистке сточных вод, самоочищению городских экосистем и поддержанию их биоразнообразия.
"Как городские планировщики, мы боремся за то, чтобы природно-рекреационный каркас создавался совместными усилиями: не только за счёт городского бюджета, но и по мере реализации отдельных девелоперских проектов. Например, всё большее распространение получает практика, когда застройщик, возводя очередной комплекс, берёт ответственность за благоустройство расположенного по соседству фрагмента какой-либо природной территории или очистку и ландшафтную организацию берега малой реки", — рассказал Даниил Веретенников.
Есть и другие примеры — когда строительная компания формирует новый контекст для локации и экологичность становится "встроенной опцией". Раньше wellness-пространства (спа, термальные источники, собственные бассейны и парные) даже в крупных проектах встречались крайне редко и были скорее привилегией загорода. Однако сейчас ситуация разворачивается и всё большее развитие получает тренд Urban Resort — концепция девелоперских проектов, когда в рамках жилого дома, офиса или многофункционального комплекса создаётся wellness-инфраструктура. "Согласно отчёту Global Wellness Institute, глобально индустрия wellness сейчас обгоняет суммарно спортивную и фармацевтическую отрасли. Сама по себе красота и эстетика окружающего пространства всё больше влияют на состояние людей и их ментальное здоровье", — рассказали "ДП" в Hansa Group, которая сейчас развивает проект доходной недвижимости SAAN рядом с Удельным парком.
На фото: Проект доходной недвижимости SAAN
К слову, термин wellness впервые появился в 1950-х годах в западной университетской среде. В начале XXI века концепция проникла в различные сферы человеческой деятельности: медицину, психологию, спорт, туризм, менеджмент и, конечно, недвижимость. Главная цель такой концепции сегодня — создание пространства, которое ставит в приоритет физическое и психологическое благополучие, а также здоровье каждого человека. Ведь даже в самом густонаселённом районе города недвижимость может быть не просто местом для проживания, но и местом силы, которое способствует качественным изменениям в жизни людей.
Собеседники в Hansa Group обратили внимание на важность создания в пределах мегаполиса возможностей для курортного отдыха, которые достигаются за счёт продуманной инфраструктуры. Так, например, в комплексе SAAN интегрировано спа-пространство, спроектированное как полноценный городской термальный курорт. В него входят термальный бассейн, парные комплексы с панорамным видом на парк и бьюти-пространство. Кроме того, в проекте предусмотрены отдельный фитнес-клуб с разными залами для спорта и пилатеса, а также гастро-пространство с 2-уровневым рестораном от Italy&co и авторский ландшафтный дизайн территории. Необходимой базой для концепции Urban Resort стало удачное расположение проекта рядом с Удельным парком — нетронутой природой площадью 150 га с благоустроенными прогулочными дорожками, живописным прудом и зелёными лужайками для пикников.
В компании L.BURO, рассуждая о важности ландшафта, отмечали, что ключевое слово современного девелопера — человекоцентичность, когда и проект, и среда отталкиваются от запроса конкретного покупателя. "Пространство в современном мегаполисе — это про возможность восстановления сил, перезагрузки. И роль ландшафта в этом колоссальна. Ландшафт всё больше не просто про зелень, красоту, деревья и кустарники — а всё чаще про гармонию, функциональность и технологичность. Совместить это — искусство, и, увы, качественных тандемов "девелопер плюс ландшафтный архитектор" не так много. Они складываются там, где девелопер слышит покупателей и обладает навыком смотреть вперёд и не боится задавать тренды".
Большое значение имеет и состояние экологии в районе города. Эксперты признают, что наиболее "зелёными" и экологичными районами, отвечающими wellness-стратегии, являются Приморский и Курортный. "Дело как в относительно хорошей связности зелёных территорий, так и в наличии обширных водно-болотных угодий в районе Лахты и Юнтоловского заказника", — резюмировал Даниил Веретенников.
Впрочем, задача ответственного девелопмента сегодня — не только сохранить естественную окружающую среду, но и приумножить её ценности. Например, в проекте SAAN студия L.Buro сделали ставку на сочетание любимых петербуржцами скандинавских садов и набирающего популярность азиатского стиля.
"Вход на стилобат украсит арт-лестница, ведущая к центральной площади с "парящими каменными слэбами" и берёзовой роще. В камерной части двора расположится декоративный водоём со стильными перголами, а вдоль ресторанной линии — прогулочный променад", — поделились с "ДП" в девелоперской компании.