Ода пиару
Сергей Бондаренко, руководитель Редакции спецпроектов "ДП"
Я уважаю маркетологов. И даже побаиваюсь. Они знают обо мне то, чего не знаю даже я. Взять любую банальную ситуацию типа покупки макарон. Как я их выбираю? Да бог его знает. Категории "А", чтоб не разваривались. Ну ещё жена говорила, что те, что купил в прошлый раз, оказались дрянь и больше таких не брать. Всё!
Маркетолог же объяснит, какие тонкие душевные струны задевает во мне дизайн упаковки. Какие скрытые ассоциации из детства пробуждает цвет и шрифт названия. А в конечном итоге как он, маркетолог, манипулируя моими фрейдистскими комплексами, заставит меня выбрать вот именно эти перья или спиральки среди десятков других.
Что там говорить, они даже общаются на тайном языке, недоступном профану, как средневековые врачи на латыни. Вот, например, фраза из реальной презентации рекламной кампании: "Чтобы повысить promo awareness c учётом возраста нашей ЦА, необходимо привлечь в промо селебрити, который сможет обеспечить широкий анонс промо через свои соцсети и позволит прервать шоперскую миссию в инсторе". Вы что-нибудь поняли? И я нет. А они захлопали в ладоши и закричали: "Это гениально, брат! Иди в кассу и срочно получай кэш на прерывание шоперской миссии!" (Для тех, кому интересно и кто дочитает этот текст до конца, я переведу, в чём состоит идея, — мне потом объяснили.)
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг брендов Петербурга — 2021
Исходя из вышеизложенного, в этом году мы серьёзно изменили методику расчёта рейтинга брендов, даже в ущерб сопоставимости с прошлогодними результатами. Во-первых, поменялся состав жюри, в которое вошли только и исключительно профессионалы рынка, смотрящие на него через оптику, отличную от потребительской. Во-вторых, в список участников были включены крупнейшие по динамике выручки компании из восьми сфер бизнеса, работающие в сегменте b2c. Мы исходили из того, что именно в продвижении товаров и услуг для конечного индивидуального потребителя доля маркетинга и сила бренда играют наиболее существенную роль. (Некоторое исключение после долгих внутриредакционных споров было сделано для "Газпром Лахта", который в будущем обещает предоставлять услуги в том числе и гражданам — те же экскурсии на смотровую площадку. А пока — в уникальной ситуации: "услуги" на рынке нет, а бренд уже есть. Интересно было посчитать.)
В этом году рейтинг разбит на четыре раздела. В первом оценивается успешность бренда. Методика в целом повторяет подход прошлого года. Эксперты из обширного списка почти в 200 товарных знаков могли выбрать только 10 и ранжировать их по степени успешности. Итоговые баллы обеспечивали строчку рейтинга.
В рейтинге качества бренда те же компании разделили по отраслям, чтобы уже внутри групп оценить их по трём параметрам качества: продвижения, айдентики, позиционирования. Оценка проводилась по пятибалльной шкале, после выводился средний балл. С точки зрения Редакции спецпроектов "ДП", такой отраслевой подход позволяет более точно оценить маркетинговые заслуги компаний, ведь впрямую сравнивать, например, девелопмент и ретейл не совсем корректно.
Третья часть рейтинга — выбор редакции. В нём силами коллектива "ДП" оценивались конкретные яркие маркетинговые заслуги компаний, может быть не сделавшие их (пока) мегапопулярными, но перспективные и интересные.
Наконец, рейтинг упоминаемости брендов, подготовленный нашим партнёром, разработчиком автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа в режиме реального времени компанией "Медиалогия". В нём участники ранжированы по количеству упоминаний в федеральной и региональной прессе. Представлены оба списка. Стоит оговориться: мы не проводили оценку тональности упоминаний, на место в рейтинге влияет только их количество. Впрочем, если следовать поговорке "всё пиар, кроме некролога", такой подход вполне корректен.
Также в номере вы найдёте свежий отчёт о состоянии рекламного рынка Петербурга от ещё одного партнёра Рейтинга — Ассоциации коммуникационных агентств России. Далее аналитические статьи, объясняющие, почему при всех усилиях производителей элитный алкоголь вряд ли получится импортозаместить быстро и какую ошибку с точки зрения академической науки сделали авторы самого громкого ребрендинга сезона. Помимо этого, мнения и прогнозы профессионалов рынка и уникальные материалы для малого и среднего бизнеса: маркетологи не свойственным им простым языком рассказывают о формировании и продвижении бренда.
Кстати, о языке. Как и обещал, поясняю заковыристую идею, приведённую выше. Она проста: хорошо бы привлечь к продвижению блогера–миллионника, чтобы его подписчик, даже придя в магазин всего лишь за макаронами, совершил спонтанную покупку рекламируемого товара. Вот и вся история про "шоперскую миссию". Но поверьте, в моём изложении этот креатив никогда бы не купили за ту сумму, которую в итоге заработали его авторы!
Такие истории. Почему эволюция привела к брендированию
Игорь Павловский, главный редактор "ДП"
Мы любим истории. Мы их с удовольствием придумываем и слушаем. Дело в том, что мы все с вами потомки тех людей, которые быстро умели складывать в голове понятные истории. Наши предки выжили благодаря этому навыку. Тот, кто смог быстро построить в своей голове рассказ из обрывочной информации, — выжил. А те, кто медленно разглядывал, как что-то движется в траве и издаёт шипящие звуки, и не смог эти данные быстро соединить в историю про змею, — тот умирал. Всё просто: естественный отбор и эволюция.
Любой бренд — это абсолютно нематериальный объект, и он может существовать только в головах людей в качестве нарратива. Вне головы он не имеет физической, то есть реальной ценности. Конкретную машину или конкретный телефон можно потрогать руками, можно увидеть людей, трудящихся на предприятии, станки и сами стены цехов. И всё это будет физической реальностью. Но если убрать из головы яркий бренд, то стоимость тех самых машин или телефонов резко снизится. А ведь ничего не изменилось: физически те самые машины и телефоны остались и даже не поменяли свои технические характеристики. Без "истории в голове" они теряют для нас значимость, привлекательность и желанность. И мы уже не можем объяснить себе и окружающим, почему именно этим телефоном или машиной мы пользуемся.
История про "Макдоналдс" и его уход с рынка весьма показательна. Вместо него открылась не просто очередная "забегаловка", а с нами на рынке "сами понимаете кто, просто мы называть это не можем". Нам недостаточно просто вкусной еды, нам нужна некая история про эту еду. Нам недостаточно купить телефон, но нужна история про крутость, техническую продвинутость и элитарность этого телефона.
В чём сила бренда? Почему одни бренды (они же истории) безумно влиятельны, а другие нет? Сила бренда в его ментальной монополии. Пока история соответствует ожиданиям пользователя — она имеет вес и силу в голове человека. Это как коллективная вера в мифы или религиозные сюжеты. Хороший бренд — это красиво упакованный и проработанный нарратив, который достаточно прост, понятен и воспринимается большинством целевой аудитории без критики.
Может ли умереть бренд? Да, если вера в коллективный миф перестанет поддерживаться сознательно или сам бренд перестанет соответствовать ожиданиям потребителей. И тогда история в голове пользователя сама собой сходит на нет.
Бренд умер! И да здравствует новый бренд!