Представители туриндустрии довольны прошедшими 8 месяцами 2022 года. Об этом они заявили на круглом столе "ДП" "Гостеприимный Петербург: разгар туристского сезона".
В период с января по август 2022 года Северную столицу посетило 5,54 млн туристов — более чем на 30% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Вклад индустрии в экономику города, по предварительным оценкам, составил около 215 млрд рублей против 124 млрд в 2021–м. Такие данные были собраны в рамках пилотного проекта "Турбарометр Санкт–Петербурга".
“
"Наша отрасль столкнулась с такими обстоятельствами, которых не было в истории туризма никогда, — отметил председатель
комитета по развитию туризма Петербурга
Сергей Корнеев. — Однако эти внешние вызовы продемонстрировали очень важный момент — самый высокий профессионализм петербургской туристской индустрии, которая умеет очень собранно и быстро адаптироваться под текущую ситуацию".
Все местные
Генеральный менеджер Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya Hotel & Congress Center Атакан Турхан отмечает хорошую динамику заполняемости отелей. Исходя из анализа четырёхзвёздочных гостиниц, к которым также относится Park Inn by Radisson Pribaltiyskaya, загрузка в июне–июле была на уровне 75%, а в августе — 85%.
"Большинство наших гостей — граждане России, этот тренд не меняется со времён пандемии. По сравнению с августом прошлого года мы наблюдаем увеличение загрузки на 25%. Если сравнивать сегодняшние показатели с доковидными временами, то, конечно, сейчас они чуть ниже", — рассказал Атакан Турхан.
В сегменте пятизвёздочных отелей несколько иная ситуация. Генеральный управляющий отелем SO / St. Petersburg Наталья Изотова отметила, что если сравнивать результаты с прошлым годом, то рост загрузки присутствует, но он не настолько значителен. В этом году загрузка отелей достигает 50–65%. В августе показатели были 60–65%, что значительно лучше, чем год назад.
“
"Это не совсем те результаты, которых мы хотели добиться. С одной стороны, мы опираемся на спрос и предложение, поэтому учитываем то, какие деньги гости готовы заплатить, а обратная сторона медали — это расходная составляющая. Маржа между расходами и доходами постоянно снижается", — подчёркивает Наталья Изотова.
Генеральный директор отеля "Санкт–Петербург", УК "Сититель" Андрей Петелин считает, что этот год складывается благополучно. Но и первая половина 2021–го тоже была успешной, на рынке наблюдалось оживление из–за отложенного спроса. Если сравнивать сегодняшние показатели выручки с 2021 и 2019 годами, то в сегменте четыре звезды всё складывается хорошо. Выручка растёт за счёт увеличения стоимости номеров. "У нас всё сбалансированно — и затраты выросли, и доходы", — добавил он.
Весьма популярными среди туристов стали апартаменты. Директор по продажам отельного оператора PLG Алексей Александров сообщил, что их загрузка составила 85–87%. "В сезон мы зашли с 30%–ным сегментом долгосрочной аренды, что нетипично для апарт–отелей. Остальные юниты сдавали посуточно. К нам также приехало много туристов, особенно из Белоруссии", — подчеркнул он. Эксперт отмечает, что на рынке давно говорили о большой конкуренции среди апарт–отелей Петербурга, однако перенасыщенности рынка нет. Проекты находятся в различных локациях, отличаются инфраструктурой и набором сервисов, поэтому ориентированы на разную целевую аудиторию.
“
"Апартаменты всё больше будут забирать долю рынка как у классических отелей, так и у квартир, сдаваемых посуточно. Апарты более комфортны для проживания туристов, которые едут в город более чем на 2–3 суток. Так они могут сэкономить на питании, при этом получая гостиничный сервис. На мой взгляд, гостиницам, возможно, придётся несколько потесниться, так как около 30% рынка могут забрать апарт–отели", — уточняет Александров.
Заместитель председателя комитета по предпринимательству в сфере туризма союза "Санкт–Петербургская торгово–промышленная палата" Алёна Енова в ходе беседы подчеркнула, что многие предприниматели в гостиничной сфере стали диверсифицировать бизнес. Кроме того, у средств размещения стало больше прямых бронирований из–за ухода Booking и Airbnb с российского рынка. Предприниматели сейчас делают большой упор на работу с внутренним клиентом, чтобы не упустить гостей.
И дворцы, и кемпинги
Увеличение турпотока отметили и туристические компании региона. Исполнительный директор "Тари Тур СПб" Оксана Лебедева подчеркнула, что этот сезон превзошёл все ожидания. Когда открыли второе окно продаж в мае–июне по акции "Туристический кешбэк", это послужило пусковым механизмом для начала высокого сезона.
"Мы ожидали, что по показателям достигнем того же уровня, как в 2021 году. Потому что количество российских туристов в прошлом году превзошло даже показатели 2019–го. Если рассматривать общее количество гостей вместе с иностранцами, то, конечно, мы не достигли допандемийного уровня. Но май–июнь текущего года превзошёл 2021 год по количеству прибывших российских туристов. Мы ожидали, что в июле–августе объёмы перераспределятся, как это случилось в прошлом году. Но в этом сезоне была ровная, высокая загрузка во все летние месяцы. Я думаю, что на руку нам сыграло то, что были закрыты границы, а Петербург — хорошая альтернатива путешествию по Европе. Объём принятых нами туристов в этом году примерно на 50% больше показателей 2021–го", — уточнила Оксана Лебедева.
Помимо экскурсий особенно популярны в этом сезоне и водные развлечения. Генеральный директор ООО "Нева Тревел Компани" Юрий Набатов рассказал, что объём перевозок значительно увеличивается по сравнению с прошлым годом, но изменилась структура. Раньше 70% приходилось на неорганизованных, самостоятельных туристов, а 25–30% составляли тургруппы, например, гостей из Китая. Сейчас же 95% объёма перевозок составляют неорганизованные туристы.
В 2020–2021 годах был всплеск спроса на небольшие катера для индивидуальных перевозок, сейчас эта волна пошла на убыль. Акцент сместился с классических маршрутов по рекам и каналам в сторону прогулок по Неве, Финскому заливу, а также перевозок скоростными судами в крепость Орешек. Восстанавливается объём перевозок в Петергоф. В этом году запущена регулярная туристическая линия в Стрельну, семимильными шагами развивается и кронштадтское направление.
Хорошие соседи
Жарким туристический сезон был и в соседнем регионе. Председатель комитета по культуре и туризму Ленинградской области Евгений Чайковский отметил, что Петербург и Москва — две самые большие клиентские базы туристов. "Вся территория Ленобласти официально признана сельской. Этот статус помогает нам развивать кемпинги, глэмпинги, охотхозяйства, загородное размещение, которое бьёт все рекорды в этом сезоне. Бронирования достигают 99% всё лето, часть сентября, школьные и новогодние каникулы. И мы пытаемся развивать это направление разными способами", — уточнил он.
Руководитель ГБУ ЛО "Информационно–туристский центр" Роман Устинов дополнил, что сейчас прорабатывается 10 локаций под кемпинги и глэмпинги: подготавливаются готовые решения для инвесторов, где можно выбрать землю под объект сразу с готовой документацией. Также проектируются три зелёные стоянки.
Кроме того, Ленобласть входит в десятку горнолыжных регионов России. Сейчас курорты региона перепрофилировались во всесезонные. Кроме рекреационного туризма в регионе популярен активный туризм, прогулки на маломерных судах, парусный спорт, походы. Ещё важный фактор притяжения — событийный туризм.