В России началась перестройка сферы туризма. Запустить её, сместив акцент с зарубежных поездок и иностранных гостей на внутренние направления и российского туриста, помогла политика. Теперь властям нужно придумать, как сделать отдых в регионах РФ доступнее. Опрошенные "ДП" эксперты выступают за комплексный подход и сомневаются, что здесь помогут инструменты плановой экономики.
Владимир Путин на этой неделе провёл в Приморском крае заседание Президиума Госсовета по вопросам развития туризма.
Обсуждался весьма широкий круг тем (гранты для отелей, "единое окно" в туризме, электронные визы для иностранцев), при этом концептуально основную задачу для отрасли и курирующих её чиновников Путин сформулировал уже во вступительном слове.
"Мы должны сделать всё необходимое, чтобы для людей с разным доходом были доступны самые широкие возможности для путешествий", — сказал президент.
По данным фонда "Общественное мнение", треть россиян никогда не выезжали из своего региона, так что проблема доступности отдыха в России, действительно, стоит весьма остро. Возникла она не за последнее время: шесть лет назад, проводя заседание Госсовета на Алтае, Владимир Путин уже говорил, что санатории и курорты должны быть доступны для людей с разными доходами.
За это время в России был запущен нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства", однако, судя по новому выступлению президента, пока ситуацию изменить не удалось.
"Программ для доступного отдыха, которыми может воспользоваться значительная часть населения, за последние годы стало больше. Это и кешбэк, и акции на внесезонные перелёты от авиакомпаний (S7, "Смартавиа", "Аэрофлот"), также есть специальные предложения для школьников, программа "Больше, чем путешествие" и другие. То есть ситуация улучшается, но проблемы с инфраструктурой и дорогими билетами глобально никуда не делись", — сказала "ДП" общественный омбудсмен по туризму в Петербурге Ирина Семёнова.
Туристы на берегу Черного моря в Крыму.
Путешествия по России — это почти всегда авиаперелёты, тратиться на билеты на Алтай или Дальний Восток на фоне снижения доходов большинство россиян просто не готовы, отмечают представители отрасли. Усугубляют ситуацию тот факт, что зачастую билеты на внутренние рейсы по-прежнему стоят столько же, сколько трансатлантические перелёты.
Дорогие километры
"Когда мы говорим о поездках в отдалённые [для жителя европейской России] регионы, нужно учитывать, что до 50% расходов приходится на дорогу. Вопрос стоимости билетов — самый значимый. О какой доступности речь, когда полёт на Дальний Восток стоит столько же, сколько в Сан-Франциско?" — задаётся вопросом секретарь Межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг Тамара Буйлова.
Она констатирует, что пока внутренний туризм оживает под давлением внешних факторов, а не благодаря мерам поддержки.
"Спрос [на внутренний туризм] подскочил, потому что границы фактически на замке, люди с деньгами начали ездить по стране. То же самое по закрытым Росавиацией южным аэропортам — россияне начали искать альтернативы, подросли продажи ж/д билетов и автобусных туров. При этом путешествовать так, как хочется, средний класс, учителя, врачи не могут, ведь ценового разнообразия нет", — добавляет Буйлова.
Никакие скоростные трассы и железнодорожные магистрали, учитывая размеры РФ, не могут стать полноценной заменой авиасообщению. Россияне уже привыкли путешествовать с комфортом и не хотят тратить на дорогу значительную часть отпуска.
“
Перелёт из Петербурга до озера Байкал занимает шесть часов, на поезде добраться до Иркутска можно только за трое суток. Кто захочет тратить на дорогу почти половину недельного отпуска?
Светлогорск, Калининградская область.
"Если говорить о путешествиях на автомобиле, то это все-таки только близлежащие регионы. И то любой, кто ездил, знает, что с придорожной инфраструктурой всё сложно: порой не найти не то что кемпинг, но и туалет. Это всё нужно развивать и выводить на новый уровень, чтобы туристы массово поехали", — говорит Ирина Семёнова.
Проблемы с туристической инфраструктурой испытывает даже юг России, не говоря уже о регионах, которым с точки зрения климата повезло гораздо меньше.
"Чтобы пакетные туры становились конкурентноспособными, нужно строить инфраструктуру. Сейчас мы, к сожалению, просто не можем сравнивать юг России, например, с Турцией... Там совсем другие условия для туристов: и бассейны, и заходы в море, детские аниматоры. При этом хорошие предложения по цене на нашем юге найти весьма сложно", — добавляет собеседник "ДП".
Курорт федерального значения
Эксперты полагают, что внутреннему туризму нужно комплексное развитие, когда государство возьмёт на себя вопрос стоимости билетов и строительства маршрутов, а ситуацию на местах (гостиницы, экскурсии, питание) отдадут на откуп бизнесу.
Между тем независимый консультант в области гостиничного бизнеса Яков Адамов обращает внимание, что пока власти скорее демонстрируют желание решать проблемы внутреннего туризма с помощью инструментов плановой экономики.
"Помочь туризму, как и любой другой отрасли, можно всего двумя действиями: созданием реальных условий для инвестиций и увеличением платёжеспособного спроса. При этом мы сейчас наблюдаем не рост благосостояния, а обеднение населения, также остаётся подвешенным вопрос, на чём мы через два–три года будем летать и ездить по железной дороге... Если власти решат вручную снижать цены, это приведёт к деградации отрасли, ведь так работает только плановая экономика", — говорит Адамов.
По всей видимости, проблемы туризма действительно собираются решать через мощные госвложения почти по советской модели. В ходе заседания в Приморье Владимир Путин также сообщил, что в стране должны появиться крупные федеральные морские курорты. Обустроить "всесоюзные здравницы" нужно на берегу Чёрного, Балтийского, Каспийского и Азовского морей, а также на Дальнем Востоке. Важный нюанс — курорты должны пользоваться популярностью круглогодично.
Столь обширные планы ранее ещё не озвучивались. Судя по всему, сейчас на статус федерального всесезонного курорта в России может претендовать разве что Красная Поляна в Сочи (хотя она находится в 30 км от побережья), говорят собеседники "ДП". Оценивать будущее мегапроектов они призывают с большой осторожностью.
"На юге страны хотя бы есть климатические условия для этого, что же касается Дальнего Востока и Балтики — тут большие вопросы. Если уже на протяжении многих лет, несмотря на прямые указания первого лица, [там] не появляется инфраструктура, наверное что-то не так и по щелчку она не появится... Интегрированный курорт на несколько тысяч или десятков тысяч номеров требует скрупулёзного выбора места и расчёта всех параметров. Нужно заранее просчитать транспортную доступность и наличие достаточного платёжеспособного спроса в радиусе 2–3 часов полёта, наличие и стоимость создания обслуживающей инфраструктуры (дороги, водоснабжение, водоочистные сооружения, энергоснабжение), доступность трудовых ресурсов. Это просто колоссальная работа. Сомневаюсь, что в правительстве есть люди, способные воплотить такие задумки в жизнь. Не исключено, что всё сведётся к борьбе за бюджеты", — объясняет Яков Адамов.
С федеральными курортами или без них внутренний туризм в России в ближайшие годы ждут значительные изменения. Выйти на принципиально новый уровень развития он, впрочем, сможет только тогда, когда власти поймут, что комфортные и доступные путешествия по РФ знакомят с традициями и многообразием страны, воспитывая любовь к Родине и патриотизм лучше некоторых телепередач.