Некоммерческим организациям и малому бизнесу, работающему в сегменте раздельного сбора отходов, всё труднее выживать в условиях сокращения пожертвований и падения цен на вторсырьё.
Сбор и переработка вторичных материальных ресурсов (отходов, вовлекаемых во вторичное использование) — давно работающий в Петербурге бизнес. Помимо крупных компаний, обладающих собственным автопарком, контейнерами и производственными линиями, в этой отрасли работают и небольшие предприятия и некоммерческие организации. В последние полгода рынок заметно трясёт из–за падения цен на вторсырьё, снижения спроса и сложностей с логистикой. Пережить эту ситуацию активистам и мелким заготовителям сложнее, чем крупному бизнесу.
В более спокойные годы значительную часть их доходов составляли пожертвования от граждан и гранты компаний, работающих по "зелёной" повестке. Сейчас, когда все стараются экономить, а иностранные предприятия сворачивают свою деятельность, таким небольшим предприятиям приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы выжить. Государство заметной помощи им не оказывает, ограничиваясь поддержкой отдельных акций и разговорами о важности темы экологии.
"Зелёные" волонтёры
По данным участников рынка, в Петербурге действует несколько десятков волонтёрских организаций, ведущих раздельный сбор отходов и их переработку. По заказу комитета по природопользованию в 2015 году даже был создан экологический волонтёрский центр (на базе подведомственного комитету ГУП "Специализированная фирма “Минерал”"), который объединил более 30 организаций. Однако далеко не все из них ведут активную деятельность, отмечают эксперты. Большинство проводят отдельные акции, а не системную работу. Но и тех, кто работает системно, в Петербурге достаточно, причём каждый год в связи с ростом популярности "зелёной" повестки их становится всё больше. Так, в конце мая на Лиговском проспекте открылся экоцентр "Сборка" (в его составе работают пункт приёма вторсырья, музей переработки, лекторий и экомагазин), ранее запустивший свои объекты в Москве и Екатеринбурге. В апреле на территории "Севкабель Порта" заработал экоцентр "Переработкинская" (пункт приёма, точка буккроссинга, магазин с экологичными товарами, лекторий, зона шеринга и мастерские). В начале весны в районе Московского проспекта в рамках федерального проекта "Собиратор" открылись пункт приёма, событийная площадка, выставка, магазин многоразовых альтернатив одноразовым вещам и общественное пространство. По данным "ДП", "Сборка" получила поддержку от торговой сети "Пятёрочка", "Собиратор" — от PepsiCo.
По словам участников рынка, в стадии разработки по состоянию на начало года находилось ещё несколько проектов, но из–за экономической нестабильности они в лучшем случае были поставлены на паузу, а в худшем — останутся лишь на бумаге.
На экотакси с ветерком
"В настоящий момент у нас нет прибыли. Всё, что мы зарабатываем, вкладываем в развитие. Мы живём на деньги, вырученные от продажи вторсырья, донаты и средства от продажи товаров на территории экоцентра. К сожалению, сейчас средств не хватает даже на то, чтобы выйти в ноль, потому что пожертвования сильно сократились, цены на вторсырьё упали. У нас есть коммерческое направление, которое даёт небольшой доход, покрывающий часть текущих расходов, — экотакси, то есть вывоз мусора у частных лиц и бизнеса", — рассказал руководитель "Переработкинской" Александр Широбоков.
"Многие некоммерческие организации существуют на пожертвования, но они сильно уменьшились за последние полгода. Например, у “Зелёнки” с начала года поступления сократились примерно в 2 раза. Компенсировать эти неполученные средства крайне тяжело, проект остаётся убыточным", — говорит Юлия Акимова, учредитель некоммерческой экологической организации "Зелёнка".
Как рассказали "ДП" участники рынка, основными источниками дохода в прежние годы помимо донатов и грантов для работающих в этой отрасли бизнесменов и энтузиастов были экотакси, продажа собранного раздельно вторсырья (некоторые виды, например металл, бутылочный пластик и т. п., позволяют хорошо зарабатывать на их продаже даже сегодня), консалтинг по экоповестке, организация мероприятий для бизнеса, продажа товаров, изготовленных из вторсырья и т. п.
Выживать можно за счёт мультиформатности, уверен Александр Широбоков. "Если бы мы жили только за счёт продажи вторсырья, то мы бы уже закрылись. Если бы мы жили за счёт продажи экотоваров, тоже бы закрылись. Мы развиваем разные направления", — говорит он.
В текущих условиях доходные направления деятельности приходится усиленно развивать, при этом спрос на них снижается. А в силу специфики отрасли жертвовать убыточными направлениями для таких компаний и организаций не представляется возможным. В частности, они продолжают сбор и дальнейшую продажу падающих в цене вторичных ресурсов. "Продажа вторсырья и ранее была незначительным для нас источником поступлений. Это связано с тем, что мы принимаем для передачи в переработку малоценные виды пластика и иного вторсырья, такие как полистирол, микс плёнки, многослойная упаковка от напитков типа тетрапак. Попросту говоря, стоит оно совсем копейки и не покрывает даже десятой доли затрат, которые мы несём, организовывая такие акции", — говорит Екатерина Шалунова, руководитель проектов ассоциации "РазДельный Сбор".
Не мешайте, и ладно
"Нам бы очень хотелось получить поддержку от государства, например имущественную, в виде помещения для работы, однако это вряд ли произойдёт. Потенциал я вижу в совместных проектах с крупным бизнесом, который готов внедрять раздельный сбор и другие экоинициативы и, соответственно, поддерживать финансово тех, кто возьмётся эти проекты реализовывать", — говорит Юлия Акимова.
"У нас часто спрашивают, какую помощь мы бы хотели получить от государства. Честное слово, нам не нужно никакой помощи, только не мешайте, это будет главная помощь", — отмечает Александр Широбоков.
Опасения участников рынка связаны с тем, что отрасль может получить дополнительное регулирование. Из наиболее ожидаемого — введение лицензирования для работы с любыми видами отходов (хотя вторсырьё представляет собой "чистые" отходы, поскольку оно не побывало в мусорных контейнерах).
Не забывайте просить
"Мы наблюдаем очень сильную конкуренцию за гранты и субсидии, которая только возрастает. Это связано не только с падением объёма пожертвований, но и с тем, что в принципе большее количество НКО хочет реализовывать экологические проекты", — говорит Екатерина Шалунова. Она советует участникам рынка продолжать поддерживать "открытую и честную коммуникацию со своими сторонниками", акцентироваться на достигнутых изменениях и том, каких затрат это потребовало.