У транспортных компаний, предоставляющих автобусы туроператорам, заканчивается техника. Следующим летом приехавших в город туристов может оказаться не на чем возить.
Ранее петербургские компании охотно покупали европейские б/у автобусы, несмотря на то что их было сложно ввезти. "Ещё до пандемии лоббировались интересы отечественных производителей автомобилей, действовали ограничения на ввоз. Автобусов это тоже коснулось", — напоминает генеральный директор ООО "Драйв–тур" Кира Журавская.
Во время пандемийных локдаунов техника простаивала, но приходилось вкладывать деньги в её обслуживание. "Сейчас автобусы в России, возможно, производят. Но их цена завышена, а по качеству они отстают даже от европейских б/у машин. Качество китайских тоже оставляет желать лучшего: внешне они симпатичны, но через 3–5 лет использования выходят из строя", — утверждает Журавская.
В условиях закрытых границ очень оживились внутренние туристические маршруты. Участники рынка сетуют, что из–за этого нагрузка на автопарки усилилась, появилась необходимость межрегиональных трансферов. Если проблема не будет решена, то возить туристов станет попросту не на чем.
Эксперты отмечают, что в Петербурге отрасль не получила целевой государственной поддержки. "Отсутствуют программы субсидий по компенсации затрат на обновление автопарка, хотя такие действуют, например, в Республике Карелия, куда мы активно возим туристов. Внедрение таких программ было бы весьма актуальным для поддержания прежнего уровня перевозок и соответствия увеличивающемуся спросу", — считает генеральный директор туроператора "СканТур" Роман Цветков.
Напомним, ранее в Карелии осуществлялись две меры поддержки. В Петрозаводске компаниям возвращали часть лизинговых платежей (не более 60%, или 2 млн рублей). Также в республике компенсировали затраты на покупку туристических автобусов, соответствующих определённым требованиям, в объёме не более 3 млн рублей на одного получателя субсидии и не более 50% от произведённых затрат.
Кира Журавская обращает внимание на то, что отрасль находится в сложной ситуации с самого начала пандемии: компаниям третий год подряд приходится содержать и обслуживать автопарки, буквально на последние деньги. По её словам, в городе на Неве уже закрылось более 50% предприятий. А те, которые остались, не питают больших иллюзий относительно своего будущего. Есть риск, что до следующего лета многие не доживут.
К тому же из–за простоя из компаний ушли водители и гиды, теперь отрасль испытывает острый кадровый голод. "Сейчас, по данным опросов, 74% бывших сотрудников (включая гидов и водителей) не планируют возвращаться в отрасль. Нас ждёт бомба замедленного действия: прибывающих в город туристов будет некому и не на чем возить", — резюмирует Журавская.
Добавили проблем и события последних дней. У некоторых компаний часть автопарка была зарегистрирована в странах ближнего зарубежья. "У нас после закрытия Прибалтики несколько автобусов остались на эстонской стороне, их не вывезти. И так произошло у многих. Сейчас некоторые эти автобусы продают, другие — держат в ожидании лучших времён, — поделилась с "ДП" руководитель отдела продаж агентства “Бон Тур” Моника Беляцкая. — Для поездок по России мы частично берём машины в аренду, но их стало меньше и они уже не новые".