Продуктовые сети стали осторожнее инвестировать в открытие новых магазинов.
Розничные сети FMCG–товаров в течение первого полугодия 2022 года в совокупности открыли почти 1 млн м² новых торговых площадей в целом по стране, сообщили в агентстве Infoline. В структуре лидеров стали заметны изменения: после своего феноменального роста дискаунтер "Светофор" немного сбавил обороты и опустился на 3–е место, за "Магнитом" и X5 Group.
В пресс–службе "Магнита" корреспонденту "ДП" рассказали, что компания продолжает инвестировать в открытие новых точек. Сейчас в регионе работают более 1,1 тыс. магазинов сети разных форматов, более 20 из которых были открыты в текущем году. "Мы фокусируемся на развитии в первую очередь своего основного формата — магазинов у дома, инвестируем в развитие дискаунтеров “Моя цена”, предлагающих покупателям базовый ассортимент товаров на 15% дешевле. Также продолжаем развивать свой ключевой непродовольственный формат — сеть “Магнит Косметик”. В формате гипермаркетов сфокусированы на повышении плотности продаж в действующих точках", — отметили в компании.
В пресс–службе "Ленты" рассказали, что стратегия компании предусматривает увеличение торговых площадей до 2025 года, поэтому они тоже продолжают открывать магазины формата "у дома". В первом полугодии ретейлер открыл в Петербурге девять магазинов.
"ВкусВилл" в 2022 году запустил в городе на Неве семь новых магазинов. В Петербург впервые пришёл проект "Микромаркет" — небольшие точки продаж в формате самообслуживания, располагающиеся в закрытых офисах. Их основной ассортимент — готовая еда и перекусы.
По словам генерального директора Infoline Ивана Федякова, инвестиционная активность некоторых ретейлеров заметно снизилась в условиях неопределённости и резкого повышения стоимости торгового оборудования. Участники рынка вынуждены сократить вложения в новые открытия и реновацию магазинов. По подсчётам аналитиков, за 6 месяцев 2022 года 50 из 200 самых крупных FMCG–сетей России уже сократили число своих магазинов. За весь 2021 год эксперты зафиксировали чуть больше 80 таких компаний, за 2020–й — 63, а за 2019–й — 50. Эксперт отмечает, что сети, которые не вели активной деятельности по открытию торговых объектов, показали рост финансовых объёмов во многом за счёт онлайн–продаж. Многим продажи продуктов питания через интернет принесли десятки миллиардов рублей выручки.
В "Ленте" считают, что за последние месяцы условия сервисов на рынке стимулируют ответственное потребление доставки: онлайн–сервисы повышают свою операционную эффективность, чтобы оставаться привлекательными. "В таких условиях, вероятно, динамика роста рынка будет не такой высокой, но за счёт повышения внутренней эффективности и уже сформированной привычки заказывать она сохранится на достаточно высоком уровне", — говорят там. Федяков подчёркивает, что на e–grocery приходится меньше 3% от общего объёма продаж FMCG–ретейла, но в Петербурге и Москве эта цифра поднимается до 10%.