Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
СПГ — "новая нефть"?
Федеральное правительство намерено осуществить изъятие сверхдоходов у российских экспортёров сжиженного природного газа. Для этого планируется ввести повышенную — 32-процентную — ставку налога на прибыль для СПГ-проектов на три года.
Одним из "пострадавших" от правительственной инициативы станет "Ямал СПГ" — флагманский арктический проект, реализуемый компанией "Новатэк". Ежегодные налоговые поступления с этого проекта могут вырасти на 75–85 млрд рублей. Всего же в федеральном центре рассчитывают, что нововведение принесёт порядка 200 млрд рублей в год.
Новшество потребует дополнительных согласований с иностранными инвесторами, участвующими в газовых проектах России. Так, доли в "Ямал СПГ" принадлежат китайским игрокам — CNPC (20%) и Фонду Шёлкового пути (9,9%). В то же время, повышение ставок налогообложения видится правительству необходимым — дополнительные доходы нужны для компенсации растущего бюджетного дефицита.
Инвестиция резидента
Власти Красноярского края сообщают: резиденты Арктической зоны РФ планируют вложить в экономику региона более 36,7 млрд рублей, создав при этом 1622 новых рабочих места. Ещё 2,2 млрд рублей (и 2120 новых рабочих мест) региону дадут компании, которые сейчас проходят процедуру регистрации в качестве резидентов.
Как и везде по АЗРФ, в регионе заметен сильный перекос в пользу крупных игроков: львиную долю капиталовложений обеспечит проект компании "Северная звезда" (группа AEON), предполагающий освоение Сырадасайского каменноугольного месторождения, — в него будет инвестировано 33 млрд рублей. На всех остальных резидентов арктической части Красноярского края (всего их девятнадцать) в общей сложности приходится около 3,7 млрд рублей инвестиций. Их проекты будут реализованы в таких сферах, как горнорудная промышленность, производство, строительство, туризм, услуги, информационные технологии, торговля.
И это обстоятельство хорошо иллюстрирует важность "арктических" льгот, введённых в августе 2020 года. С одной стороны, особый экономический режим привлекает крупные капиталовложения, меняющие хозяйственный ландшафт макрорегиона. С другой стороны, он содействует росту в секторе среднего и малого бизнеса, играющего в АЗРФ важную социальную роль.
"Севморпуть" нагрузится перед прибытием в Петербург
Атомный лихтеровоз "Севморпуть" отправился из Мурманска в свой второй субсидируемый рейс по Северному морскому пути. Важный факт: в этот раз загрузка судна составила 90%.
Контраст с первым (пилотным) рейсом, организованным в августе, разителен. Тогда лихтеровоз шёл с минимальной загрузкой — она едва достигала 15%. Радикальный рост загрузки говорит о том, что грузоотправители начали рассматривать арктическую доставку всерьёз, а грузовая база для этого каботажного маршрута объективно достаточна для его дальнейшего развития.
Значительную часть груза лихтеровоз заберёт в Северной столице — это его следующая остановка после Мурманска. Оттуда он проследует в Петропавловск-Камчатский и далее в порт Восточный. Конечной точкой его пути в этом навигационном сезоне вновь станет Санкт-Петербург — сюда будет доставлен груз дальневосточной рыбы, добытой в ходе осенней путины.
Марочные ледоколы
Новость из мира арктической филателии: на этой неделе в почтовое обращение вышли марки и конверты с изображениями "Арктики" и "Сибири" — передовых российских атомных ледоколов проекта 22220. Церемония гашения прошла одновременно в Санкт-Петербурге — на Балтийском заводе, где строятся эти уникальные по своим характеристикам суда, — и в Мурманске, на борту атомохода "Сибирь".
Марки и конверты вышли в серии "Морской флот России". Тираж выпуска составляет 240 тыс. штук — по 120 тыс. марок на каждый ледокол.
Появление изображений арктических гигантов на почтовых марках вполне заслужено. Эти современные суда — самые мощные в мире — являются предметом гордости не только отечественного атомпрома и судостроения, но и, в широком смысле, всей российской науки и промышленности. И, конечно же, Петербурга, судостроители которого отвечают за создание атомоходов этой серии.
Демографию поддержат рублём
Максимальные суммы пособий по беременности и родам и по уходу за детьми будут повышены: в 2024 году они вырастут более чем в полтора раза, а в 2025 году — более чем вдвое. Такие изменения предусматривает проект бюджета Социального фонда, вынесенный на общественное обсуждение.
Рост пособий может положительно сказаться на демографических тенденциях в Арктике.
Ведь суммы социальных пособий, направленных на поддержку материнства и детства, будут ещё бóльшими в северных регионах страны, где к выплатам применяются повышающие коэффициенты в соответствии с законом о госгарантиях для северян. Эксперты уверены: финансовые стимулы позволят создать дополнительные мотивы для того, чтобы жители Арктики обзаводились детьми, не опасаясь существенной "просадки" по уровню и качеству жизни.