Обанкротилась легендарная фабрика детской обуви, наследница одного из старейших предприятий отрасли. Её активы в ближайшее время продадут на торгах. Тем временем цены на детскую обувь и одежду растут, а петербуржцы вынужденно переориентируются с зарубежных марок на российские.
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области 20 сентября признал банкротом и открыл конкурсное производство в отношении ООО "Фабрика детской обуви “Скороход”". Полномочия генерального директора предприятия Дмитрия Анохина прекращены, говорится в картотеке арбитражных дел. Конкурсным управляющим компании утверждён Дмитрий Клиндух из ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих “Меркурий”".
С третьей попытки
С иском о банкротстве фабрики в марте 2021 года обратился петербургский производитель упаковки, в том числе картонных коробок, ООО "Петропак". Сообщалось, что поводом стал накопившийся долг обувной фабрики за поставленную продукцию. Однако исковое заявление "Петропака" арбитраж рассматривать не стал по формальным признакам: оно было подано с нарушениями, так что его оставили без движения, а затем вернули истцу.
Однако фабрику это не спасло: почти одновременно аналогичный иск о банкротстве предъявил другой контрагент: производитель обуви ООО "Тапибу". Как следует из опубликованных материалов дела, поводом для судебного спора стал договор от 2020 года. По заказу "Скорохода" фабрика "Тапибу" изготовила 3,5 тыс. пар заготовок обуви на общую сумму 763 тыс. рублей, однако получила оплату только 100 тыс. Выиграв дело о задолженности в суде, компания "Тапибу" не смогла взыскать деньги с ответчика и обратилась в арбитраж с иском о его банкротстве.
Добавим, что в июне 2021 года с заявлением в арбитраж о собственном банкротстве обратился уже и сам "Скороход".
Производство по заявлению ООО "Тапибу" суд возбудил в июле 2021 года. К тому времени истец переуступил своё право требования к "Скороходу", продав его другой компании — ООО "Новые технологии безопасности". Поскольку задолженность "Скорохода" превышала 300 тыс. рублей, а неисполнение обязательств превысило 3 месяца, суд принял иск к производству и в октябре 2021 года ввёл на фабрике внешнее наблюдение.
Как следует из отчёта временного управляющего, в третью очередь реестра обувной фабрики включены требования семи кредиторов на общую сумму 68 млн рублей. В их числе поставщики, перевозчики, кредитные организации и налоговики. Так, Межрайонная ИФНС России № 23 в ходе рассмотрения дела заявила требование к "Скороходу" на 46 млн рублей.
Как сообщил "ДП" конкурсный управляющий Дмитрий Клиндух, фабрика "Скороход" в настоящее время не работает, а её имущество хранится в складских помещениях в Санкт–Петербурге. "Всё имущество должника подлежит продаже в ходе конкурсного производства в соответствии с требованиями закона о банкротстве", — добавил он. Отчёт конкурсного управляющего суд рассмотрит 7 марта 2023 года.
Страницы истории
Обувное предприятие, от которого фабрика ведёт свою историю, было основано в 1882 году под названием "Товарищество Санкт–Петербургского механического производства обуви". Это было крупнейшее обувное производство дореволюционной России. В 1898–м товарищество переехало на Заставскую улицу, 33. По данным открытых источников, в то время фабрика выпускала более 700 тыс. пар обуви в год. Одну из её популярных моделей — летние полуботинки с тиснением — прозвали "скороходами". Спустя некоторое время это название появилось в официальном названии и на вывесках фирменных магазинов товарищества.
В начале XX века объёмы производства "Скорохода" уже достигали почти 3 млн пар обуви в год. Выпускали тогда в том числе и армейские сапоги. В 1919–м фабрику национализировали. В годы Великой Отечественной войны "скороходовцы" выпускали сапоги, военное снаряжение и боеприпасы для РККА.
В 1990–х годах АО "Скороход" входило в число крупнейших в России обувных производств. В 1998–м на его основе создали ООО "Фабрика детской обуви “Скороход”". Согласно данным, размещённым на официальном сайте, компания выпускала до 1,5 млн пар детской обуви в год. Предприятие специализировалось на ортопедически правильной детской обуви из натуральной кожи. От маленького размера "на первый шаг" до тапочек, чешек и сезонных коллекций для школьников.
Обувь продавалась в собственном интернет–магазине, розничной сети, на маркетплейсах, в том числе — под маркой Detskiy Skorohod — на азиатском AliExpress. Несомненным хитом детского "Скорохода" можно назвать "слитрайдеры": водонепроницаемые ботинки с единым герметичным швом и сплошным кроем "язычка".
Эхо локдауна
В последние годы финансовое положение ООО "ФДО “Скороход”" постепенно ухудшалось. По данным сервиса "Контур.Фокус", выручка фабрики за 3 года сократилась почти вдвое: с 444,6 млн рублей в 2017 году до 233 млн в 2020–м. Ту же динамику показала и чистая прибыль. В 2017 году она составляла 25,5 млн рублей, в 2019–м — 1,3 млн, а 2020–й компания закончила с убытком 57,3 млн. Фактически этот год теперь можно назвать "точкой невозврата".
По данным открытых источников, в 2020 году счета "Скорохода" начали блокировать налоговики. Кроме того, фабрика задолжала своим 239 сотрудникам зарплату за январь и февраль на общую сумму 9 млн рублей, и это дело дошло до городской прокуратуры.
По данным "Контур.Фокус", 83% ООО "ФДО “Скороход”" принадлежит Вадиму Бочкареву, 17% — Дмитрию Анохину. При этом доли совладельцев заложены в Витабанке. Оперативно связаться с предпринимателями "ДП" не удалось.
Товарные знаки фабрики ("Скороход", "Детский скороход", Skorokhod for REACH и SleetRiders) принадлежат ООО "Первый шаг" (100% которого владеет Ольга Непосидяка). При этом на данный момент они тоже заложены в "Витабанке", говорится в "Контур.Фокус".
Как полагают участники рынка, сложности у предприятия могли возникнуть из–за локдауна, а затем из–за спада продаж в коронавирусный 2020 год. Второй причиной собеседники "ДП" называют жёсткую ценовую конкуренцию с крупными игроками, в том числе отшивающими большие партии в Китае под собственным брендом.
Движимое и недвижимое
Список имущества "Скорохода", который выставят на торги, на данный момент ещё не опубликован. По данным открытых источников, балансовая стоимость ООО "ФДО “Скороход”" на конец 2020 года составляла 225 млн рублей. Добавим, что в стадии ликвидации с апреля этого года находится и ООО "Торговый дом “Детский Скороход”", управлявшее интернет–магазином предприятия.
Исторически "детский Скороход" был частью "большого Скорохода", работавшего на Заставской улице, 33, рядом с Московскими воротами. С начала 2000–х эта площадка стала привлекать внимание девелоперов. Здания на Заставской улице признали памятниками, что спасло их от сноса. В 2019 году территорию приобрёл паевой инвестиционный фонд "Лофт Инвест", созданный УК "Свиньин и партнёры" и IMG. Девелопментом здесь занимается "Охта Групп", которая намерена создать МФК с офисами, торговыми площадями, заведениями общепита, апартаментами, креативным кластером и пешеходной зоной. Реализация проекта должна завершиться в 2025 году. Заявленный объём инвестиций — 5 млрд рублей. Около года назад треть площадей приобрела компания "Красная Стрела". Новый собственник не намерен участвовать в строительном процессе, а получит площади в завершённом виде.
Конкуренты подоспели
По данным открытых источников, сегодня в Петербурге производством обуви занимается 441 компания. Правда, в основном это индивидуальные предприниматели. Крупнейшие из промышленников диверсифицируют бизнес, выпуская спецодежду и спецобувь для сотрудников разных ведомств и промышленности. В их числе ПТК "Модерам" и "Нордпром" (марка "ЭлитСпецОбувь"). Из городских производителей детской обуви можно назвать "Тапибу" (марка Tapiboo) и "Тотто".
Между тем на Цветочной улице несколько лет назад было зарегистрировано ООО "Скороход–Мода", которое также занимается выпуском обуви. Компания на 100% принадлежит предпринимателю Александру Суворову, говорится в данных СПАРК. Предприятие выпускает женскую обувь под брендом Salimex, сообщается на его сайте. Ещё один производитель детской обуви, расположенный вблизи бывшего "Скорохода" (на Ломаной улице), — ООО "Бест Степ", которым, по данным СПАРК, владеет предприниматель Александр Щербин. Компания выпускает детскую обувь под маркой Bottilini и имеет годовую выручку почти 200 млн рублей.
Магазины на паузе
Текущий год для лёгкой промышленности не обещает быть простым. С одной стороны, появляются новые ниши, поскольку российский рынок покинули сразу несколько крупных иностранных брендов. При этом, как сообщал ранее Сергей Хитров, руководитель аналитической группы "РБК Исследования рынков", временное закрытие точек иностранных сетей за месяц (к концу марта 2022 года) лишило российский рынок обуви около 900 розничных магазинов (более 7% всей сетевой обувной розницы).
По итогам 2022 года рынок обуви, скорее всего, пострадает ещё больше: сильная зависимость от импортных материалов в производстве, а также крайне высокая доля иностранной продукции на рынке изменят структуру предложения. А дефицит материалов может сказаться на качестве продукции. Как ожидается, рост цен на обувь по итогам года может достигнуть 25%.
На петербургском рынке детской одежды и обуви уже наметилась тенденция к сокращению точек, в том числе у крупных ретейлеров. Параллельно с этим растут цены.
Если в конце 2021 года в качественных торговых центрах города работали 324 детских магазина, то в конце июня 2022–го — 310 (–4%), рассказала "ДП" руководитель отдела исследований Knight Frank St. Petersburg Светлана Московченко. По её оценке, за этот период в сегменте детского ретейла и товаров для будущих мам открылось меньше новых точек, чем закрылось. В том числе закрылись магазины "Дочки–сыночки", "Детки", Toy.ru, "Буду мамой". С другой стороны, на рынок города вышли новые сетевые бренды: Choupette, Sela moms & monsters, Button Blue, Little Home. Хотя они не смогли заместить ушедших, поскольку арендуют небольшие площади.
Одновременно с этим многие игроки "детского" ретейла поставили на паузу открытие новых магазинов, что добавило арендодателям проблем с поиском арендаторов. А у несетевых магазинов нет денег, чтобы прийти в ТЦ.
Петербург может лишиться по крайней мере части известных брендов детской обуви и одежды, считает собственница сети магазинов "Весёлый свитер" Любовь Зенкова. Российские производители зависят от импортного сырья и фурнитуры, и уже с конца февраля дистрибьюторы стали сообщать о проблемах с поставками. Особенно заметен рост цен на детские вещи из тканей и материалов, которые не выпускают в России (например, из мембраны).
"На складах наблюдается нехватка товара, производители стараются сейчас отшивать в основном по предзаказу, чтобы не потерять деньги, если с ними не смогут рассчитаться. Некоторые и вовсе начали ставить нас в известность, что не выполнят предзаказ полностью", — рассказывает Зенкова.
В ближайшее время многие владельцы магазинов будут вынуждены закрывать их, потому что не смогут обеспечить товаром в надлежащем количестве или вносить предоплату производителю за 3–6 месяцев до поставок, предполагает она.
Ушли в онлайн
При этом делать вывод, что рынок детской одежды ожидает полный крах, не приходится: у онлайн–ретейлеров дела обстоят весьма неплохо. Так, в пресс–службе Ozon отмечают, что детская одежда в Петербурге выделяется кратным ежемесячным ростом продаж. В сентябре компания зафиксировала растущий спрос на школьную форму и тёплую верхнюю одежду: штучные продажи в обеих категориях почти удвоились. Чаще всего в сентябре на Ozon петербуржцы покупали детские пуховики, плащи–дождевики и ветровки. Средний чек не изменился к прошлому году. Зато вырос ассортимент, включая появление новых отечественных брендов. В детской обуви присутствие российских брендов на площадке выросло до 80%, а в одежде — до 90% к прошлому году.
Петербуржцы действительно теперь стараются ориентироваться на местного производителя. Не последнюю роль в этом сыграл рост цен на детскую одежду и обувь иностранного производства, поставки которых удалось сохранить некоторым торговым сетям. Так, в одной из них зимняя куртка и полукомбинезон для детей продаётся почти за 18 тыс. рублей, пуховик — за 17 тыс. Что касается обуви, цена на детские модели европейских производителей начинается от 6–8 тыс. рублей.
“
Мне кажется, что такой бренд, как "Скороход", значим сейчас разве что для старшего поколения. Это предприятие советских времён, которое имело значение скорее для Ленинграда, чем для Петербурга. Если фабрика закроется, то город потеряет не многое. Бренд известен сейчас скорее как историческое достояние. Вряд ли сейчас кто–то отслеживает ситуацию с фабрикой. Закрытие детских магазинов в ТЦ сейчас действительно распространённая история. Однако среди брендов детской одежды далеко не всё реализуется в офлайн–рознице, многое продаётся через онлайн–каналы. Маркетплейсы довольно успешно закрывают потребность людей как во взрослой, так и в детской одежде. На площадках продаются вещи, в том числе российского производства, а также продолжается торговля китайским товаром. К тому же в случае с детской обувью и одеждой значимость бренда уходит на второй план. Обновлять гардероб детям необходимо часто, потому что они быстро вырастают из старых вещей. Цена выходит на первый план, потому что вещь становится ненужной быстрее, чем изнашивается.
Елена Пономарёва
генеральный директор "Лаборатории трендов"
“
Территория на Заставской улице была куплена компанией "Охта Групп" в 2019 году. Фабрика детской обуви (ФДО) "Скороход" на площадке не присутствовала, среди продавцов её не было. Чуть позже у ФДО были приобретены права использования названия "Скороход" по нескольким классам. На площадке "Скороход" сейчас проходит процесс редевелопмента. По проекту здания будут отремонтированы и территория превратится в общественно–деловое пространство. Полностью отремонтировано одно здание, ведутся дальнейшие работы.
Дмитрий Киселёв
заместитель председателя правления "Охта Групп"
“
Цены на детскую одежду в последнее время сильно выросли, во многом сказалось удорожание логистики. Компании закладывают в потребительские цены и многие другие риски. Выросли в цене материалы. К тому же в России нет фабрик по производству сырья и комплектующих для изготовления детской одежды и обуви. Что уж говорить, за последний год подорожали даже картонные бирки, которые прикрепляются к каждому изделию. В Петербурге в частности и в России в целом достаточно много брендов, которые производят детскую одежду. Есть и российские бренды, которые шьют одежду в Китае, Киргизии или Узбекистане. Если говорить непосредственно о "Скороходе", на мой взгляд, этот бренд едва ли составлял серьёзную конкуренцию на fashion–рынке и занимал большую долю на нём.
Ася Когель
основательница модного дома KOGEL Fashion House