Небольшие магазины и мастерские часто балансируют на грани рентабельности, поэтому любые льготы и преференции для них крайне важны.
07:0108 октября 202207:01
3271просмотров
07:0108 октября 2022
Роль микробизнеса в экономике Ленобласти растёт. Эксперты связывают это с более благоприятным климатом для предпринимателей, чем в Петербурге.
За последние несколько лет роль микропредприятий снизилась в Петербурге, но заметно усилилась в Ленинградской области. Согласно данным Петростата, на микропредприятия в 2021 году пришлось около 53% оборота всего малого бизнеса города (2,9 трлн из 5,5 трлн рублей). В области микропредприятия заработали 290,5 млрд из 574,2 млрд, то есть 50,5%. Ранее Петростат выпускал тематический бюллетень, посвящённый развитию малого бизнеса, по итогам 2016 года. Тогда в Петербурге на долю микропредприятий приходилось 59% оборота (1,9 трлн из 3,3 трлн), а в Ленобласти они не дотягивали даже до 40% (106 млрд из 270 млрд).
Официально к микробизнесу относятся предприятия с численностью штата до 15 человек (речь идёт именно о штатных сотрудниках, если же компания берёт человека на аутсорс, то статус от этого не меняется) и с доходом, не превышающим 120 млн рублей за прошлый календарный год. Средняя численность сотрудников микропредприятий в 2021 году составила три человека на фирму. Они работают в самых разных сферах: от аудита и консалтинга до инжиниринга, IT, сферы услуг и производства. В городе наибольшая доля оборота микропредприятий (45,1%) приходится на оптовую и розничную торговлю, а также ремонт автотранспортных средств и мотоциклов. 10,4% предприятий работают в строительстве, 9,3% — в обрабатывающем сегменте. Ещё 15% приходится на категорию "другие виды экономической деятельности".
В Ленобласти по оборотам лидируют те же отрасли, но распределение долей несколько иное: торговля и ремонт авто имеют 49%, обрабатывающие производства — 15,7%, строительство — 15%.
Поехали за комфортом
Как отмечает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко, за последние несколько лет часть микропредприятий в городе подросли или слились с другими небольшими юрлицами, чтобы иметь возможность участия в госзакупках, а часть — закрылись.
Она также обращает внимание на то, что режим автоматизированной упрощённой системы налогообложения (АУСН) вычленяет из микропредприятий ещё более мелкие. Также микропредприятиями считаются ИП. Их доля сократилась по объективным причинам: некоторые выросли и перешли в другую категорию. При этом практически все эксперты, с которыми пообщался "ДП", сходятся в том, что в области сложились более мягкие и комфортные условия для ведения бизнеса.
"Мы видим структурный сдвиг микробизнеса в сторону Ленинградской области. Речь причём идёт не о доходности, а именно о численности компаний и доле в структуре доходов от малых предприятий. В области более благоприятные условия. Особенно сейчас, когда Петербург практически оброс городами–сателлитами, в которых областная регистрация. Там дешевле арендовать помещение и зарегистрировать новое юрлицо", — объясняет Елена Ткаченко.
Налоги любят счёт
Ещё одна причина, побуждающая предпринимателей регистрировать свой бизнес в Ленобласти, связана с налоговой нагрузкой. Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ольга Лебединская считает, что довольно часто организации маскируются под микропредприятия в надежде получить льготный статус для налогообложения или возможность принять участие в программе господдержки.
"Размер ставки налога одного из самых популярных налоговых режимов УСН зависит от региона регистрации. Во многих субъектах РФ действуют льготные ставки. В ряде регионов, в том числе и Петербурге, ставка УСН превышает минимальный порог 1% с дохода и 5% с “доход минус расход”, составляя от 2% с дохода и 7% с “дохода минус расход”. На Ленинградскую область действие повышенной ставки не распространяется, отсюда и динамика", — поясняет она.
Известно, что среди предпринимателей была распространена практика регистрировать бизнес в Ленобласти, но при этом вести основную деятельность в Петербурге. По мнению заместителя председателя Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга Владимира Меньшикова, это было актуально 4–5 лет назад. Сейчас такая тенденция если и наблюдается, то в значительно меньшем объёме.
Сам себе работник
Первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал предполагает, что тенденция может быть также связана с увеличением численности самозанятого населения в Ленинградской области. На этот тренд указывает и управляющий партнёр аналитической компании Marketing Logic Дмитрий Галкин.
Некоторые малые предприятия предпочитают переводить часть штатного персонала в статус самозанятых, чтобы не превышать максимальное количество сотрудников и не потерять статус микропредприятия. Не менее важно и то, что за самозанятых не нужно платить социальные страховые взносы.
"Что касается баланса по количеству самозанятых в Ленобласти и Петербурге, то, возможно, в области изначально к новой форме занятости отнеслись с большим скепсисом, недоверием, чем в Петербурге. Из–за этого доля была меньше. Форма становится более привычной и вызывает меньше вопросов, в том числе по оформлению и налогообложению. И потому существенное число людей переходят к такому виду занятости", — предполагает Дмитрий Галкин.