Любая мобилизация бьёт в кадровом смысле в первую очередь по "мужским" секторам экономики. Транспортно–логистический комплекс — один из них.
Работники логистического сектора встретили частичную мобилизацию без брони. По утверждению властей, в 300–тысячный контингент не будут брать занятых в IT, обеспечении связи и обработке данных, сотрудников системообразующих компаний — издателей СМИ, финансовых организаций, обеспечивающих стабильность российской платёжной системы. Но работник даже уже утверждённых организаций должен не просто находиться в штате, а иметь профильное образование и выполнять критически важные функции (конкретики насчёт последнего пункта в публичном поле пока недостаточно). Транспортников же федеральные власти вниманием пока обделяют.
Подставят малых
Из более десятка тысяч пилотов гражданской авиации в России подавляющее большинство — мужчины. К тому же в силу требований к профессии они обязаны обладать крепким здоровьем. Значит, и соответствовать критериям военкоматов.
Уже в первые дни после объявления частичной мобилизации в СМИ появились свидетельства о том, что сотрудники отечественных авиалиний стали массово получать повестки. По некоторым оценкам, призыву потенциально подлежат 50–80% сотрудников авиакомпаний. И речь идёт не только о пилотах, но и о техническом персонале, обслуживающем лётные суда.
Читайте также:
Логистика
Логистика балтийских портов села на мель
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) уже направила в Минтранс РФ письмо с просьбой предоставить отсрочку сотрудникам системообразующих организаций в сфере авиации, авиаремонта и авиационной промышленности. Причём в АЭВТ указывают на возникшее "серое пятно" в правовой практике. Согласно закону о воинской обязанности, лётно–технический состав, а также персонал, обеспечивающий перевозки и обслуживание транспортных средств, не подлежит призыву на военные сборы. Но освобождение от мобилизации при этом не предусмотрено.
Собеседники "ДП" в нескольких российских авиакомпаниях затрудняются комментировать ситуацию, указывая, что и внутри корпораций пока нет понимания, кого могут мобилизовать, а кого нет. Сложностей добавляет то, что некоторые пилоты, прошедшие обучение на военных кафедрах, являются офицерами запаса с сопутствующими военно–учётными специальностями. Некоторые же, прошедшие срочную службу, имеют другое направление подготовки, которое сейчас может быть востребовано в Вооружённых силах РФ.
Авиационная отрасль в целом вряд ли драматически пострадает от недостатка кадров, если занятых в сфере в полной мере коснётся частичная мобилизация, считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. С учётом того, что сейчас на фоне падения объёмов перевозок снижается потребность в кадрах, в крупных авиакомпаниях не должно возникнуть существенных проблем с квалифицированным персоналом. Но, как отмечает эксперт, здесь важнее смотреть на частности.
"Если какой–то процент кадров не повлияет на устойчивость авиаперевозок в целом, это не значит, что в конкретной авиакомпании частичная мобилизация не затронет конкретного сотрудника, на которого возложены очень серьёзные функции и обязательства в рамках самой организации", — указывает Олег Пантелеев. По его словам, мобилизация может болезненно сказаться на небольших авиалиниях, которые, например, занимаются снабжением отдалённых территорий. А это уже, в свою очередь, негативно отразится на уровне жизни населения данных областей.
Легко быть монополистом
Похожая ситуация складывается и на железнодорожном транспорте. Если крупнейший работодатель России ОАО "РЖД" может заместить небольшой процент мобилизованных кадров другими специалистами, то для обладающих меньшим штатом предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), обслуживающих линии необщего пользования и осуществляющих доставку грузов между заводами или до сетей РЖД, такая задача становится нетривиальной.
На это указывает ассоциация "Промжелдортранс" в своём обращении к главе Кабмина РФ Михаилу Мишустину и министру транспорта Виталию Савельеву. Она просит рассмотреть вариант освобождения от частичной мобилизации работников ППЖТ.
"В последние дни к нам поступает много обращений от предприятий — членов ассоциации, работники которых получают повестки и убывают в рамках мобилизационных мероприятий. К сожалению, среди них — ключевые сотрудники, обеспечивающие производственную деятельность железнодорожных путей необщего пользования. Например, машинисты, составители поездов, слесари по ремонту, монтёры пути. Это дефицитные кадры, которые просто некем заменить", — заявляют в ассоциации.
Мобилизационная коллизия
Не может не добавиться проблем и у автомобильных грузоперевозок. Это направление логистики мобилизация грозится затронуть наиболее широко, ведь водитель — самая востребованная в России профессия, согласно данным HeadHunter за 2021 год. И одновременно одна из самых востребованных в зоне конфликта. Для этой отрасли, основу которой составляет множество небольших компаний, мобилизация порождает две связанные между собой проблемы.
Как объясняет президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин, на рынке есть предприятия со штатом менее 50 человек, в которых под мобилизацию попало более половины сотрудников. И Госдума уже приняла закон, в соответствии с которым за ними должны быть сохранены рабочие места.
"Но как “обескровленное” предприятие должно дожить до момента возвращения своих людей?" — задаётся вопросом Владимир Матягин.
По его мнению, необходимо закрепить ограничения по призыву для бизнеса, а также обеспечить компаниям помощь по выплате лизинговых обязательств.
С другой стороны, указывает эксперт, в автотранспортной отрасли около 50% рынка занимают индивидуальные предприниматели, имеющие одну–две машины. "И вот этому бизнесмену, у которого работает несколько человек, приходит повестка. А он и начальник, и бухгалтер, и коммерческий директор. Если его нет, то и организация не работает. А если в данном случае кого–то из водителей мобилизуют, то государство ему гарантирует сохранность места. Но в то же время забирает и руководителя, который приостанавливает всю деятельность", — приводит пример Владимир Матягин. В данной ситуации водителю будет некуда вернуться, а отслуживший ИП на "гражданке" обнаружит долги, разорванные контракты и нарушенные деловые связи. И на восстановление всего этого потребуется по меньшей мере полгода–год. Поэтому правительство в первую очередь должно заняться поддержкой предпринимателей, полагает глава "Грузавтотранса".