Рынок производства молочной продукции переживает трансформацию. Спрос смещается в сторону дешёвых товаров.
На рынке производства молочной продукции в этом году большие перемены. Пока крупные зарубежные компании уходят и продают свой бизнес, российские пытаются справиться с дефицитом краски, упаковки и иностранных заквасок.
Новые русские
На прошлой неделе о решении покинуть российский рынок объявила компания Danone. Процесс передачи контроля над бизнесом в стране уже начался. По объёму выручки в 2021 году Danone занимает первое место в России среди переработчиков молока. По итогам года выручка Danone Group составила 122,7 млрд рублей. Среди своих активов компания имеет МК "Петмол" в Петербурге.
Заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отмечает, что в течение переходного периода компания будет по–прежнему поставлять свою продукцию в розницу, сохранит рабочие места, но продолжится ли выпуск продукции под брендами Danone, зависит от условий сделки, когда будет найден инвестор.
“
"В продажах молочной продукции бренды Danone занимают лидирующие позиции в российской сетевой рознице: в категории натуральный йогурт на бренды “Активиа” и “Данон” совместно приходится более 20% в стоимостном выражении. Но после ухода головной зарубежной компании при отсутствии соответствующей маркетинговой поддержки доля продаж может начать снижаться", — считает эксперт.
Производство всех молочных продуктов Danone уже давно локализовано в России. С 2021 года в Краснодарском крае начался выпуск растительных напитков Alpro, которые занимают второе место на российском рынке молочных альтернативных продуктов и порядка 1 / 3 продаж в стоимостном выражении.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская предполагает вполне вероятным, что Danone запретит использовать на территории РФ свои международные бренды (Activia, Danissimo и другие), оставив только те, что зарегистрированы в России.
“
"Расстановка сил на рынке в ближайшее время не изменится, поскольку предприятия Danone продолжат работу. Но в дальнейшем, особенно если международные бренды с российского рынка будут выведены, а импорт продукции и ингредиентов сильно сократится или вообще прекратится, позиции компании могут ухудшиться, а доля — снизиться", — говорит она.
Генеральный директор "Союзмолоко" Артём Белов уверен, что потребителя уход Danone никоим образом не затрагивает: компания продолжает операционную деятельность, заводы работают, рабочие места сохранены, продолжаются бесперебойные поставки продукции. Поэтому покупатель не заметит никаких изменений.
Всё те же
Тем временем российское подразделение Valio уже завершило процедуру реорганизации и перехода бизнеса к новым собственникам. Теперь компания работает в России под брендом Viola, новым владельцем всех российских активов стала ГК "Велком". В начале октября компания сменила название юрлица на ООО "Виола", оставив при этом за собой право на бренд Viola в России, завод в Подмосковье, все рецептуры и команду. Продукцию продолжают выпускать на шести контрактных производствах в разных городах России. В том числе и на заводе "Галактика" в Гатчине.
Летом из–за санкций возникли сложности с поставками фруктово–ягодных наполнителей из Финляндии. Однако им нашли альтернативу в России и в других странах. Также Viola столкнулась с проблемами дефицита упаковки. Временно было остановлено производство питьевых йогуртов. Сейчас найден новый отечественный поставщик, но объём бутылки уменьшился с 330 до 280 граммов.
Представители завода "Галактика" утверждают, что проблемы с краской для упаковки решены и в IV квартале этого года компания Tetra Pak в России возвращает полноцветный дизайн.
"Тем не менее Tetra Pak утратила монополию и заставила всех своих клиентов выйти на рынок упаковки. Сейчас мы обращаемся и к азиатским, и к российским поставщикам как к однозначной альтернативе Tetra Pak по цене и по качеству", — отмечают на производстве.
Из–за ухода финской Valio российское подразделение потеряло около 10% ассортимента. Но в ближайшее время Viola планирует локализовать производство этой продукции под другими марками.
"Основным объектом инвестиций для нас остаётся собственный завод в Подмосковье, мы продолжаем инвестировать в систему качества, в разработку продукции. В России много высокотехнологичных производств, есть специалисты с международным опытом работы, также есть хозяйства, которые делают молоко высочайшего качества. Задача локальных команд, оставшихся здесь, — поддерживать заданный западными игроками уровень и продолжать обеспечивать страну продуктами питания", — считает пресс–секретарь компании Viola Анастасия Волкова.
Время возможностей
Сложным выдался год и для локального производителя "Лосево". Осенью 2021 года там началась реорганизация, и лишь через 8 месяцев, в начале июля 2022 года, завод возобновил работу.
Генеральный директор "Лосево" Эльдар Беглов отмечает, что за последние 3 года молочная отрасль показала хорошую адаптивность к кризисным ситуациям.
"Если говорить о нашей продукции — мы не заметили спада потребления. Но безусловно, снизилось потребление продуктов с высокой добавленной стоимостью — это объясняется падением общей покупательной способности. Сейчас в приоритете необходимое", — говорит он.
Тенденцию смещения потребления в сторону более доступных категорий отмечает и Артём Белов: "Спрос падает на современные молочные категории, в том числе из десертной группы, и молокоёмкие группы продукции (сыры, сливочное масло) при одновременном повышении спроса на традиционные категории".
Дефицит упаковки и краски "Лосево" не коснулся. Несколько лет назад компания сделала выбор в пользу минималистичной пластиковой тары отечественного производства. Ни тетрапаком, ни цветным красителем для ПЭТ они не пользуются. Правда, стоимость такой упаковки тоже выросла.
В планах "Лосево" развитие нескольких направлений агробизнеса. Сейчас в компании занимаются последними приготовлениями для запуска сырного цеха. Предприятие собирается возобновить производство 10 видов сыров. Также в "Лосево" всё готово для развития овощеводства — собственный открытый грунт, современные и технологичные теплицы, оборудованные всем необходимым для выращивания овощей, как на собственной даче.
“
"Не стоит драматизировать: дефицит предложений молочных продуктов не грозит. Локальные бренды показали свою способность адаптироваться. Однако стоит быть готовым к тому, что на это уйдёт время", — заключает Эльдар Беглов.