Изменённые с октября правила ОСАГО упростят формальные процедуры для страховщиков, но на объёмах рынка не скажутся.
Наиболее значительными изменениями стали новые нормы о досрочном расторжении договоров ОСАГО, сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Теперь при гибели транспортного средства досрочное расторжение возможно только при наличии документа ГИБДД, подтверждающего, что авто утилизировано. Нововведение позволит исключить случаи, когда автомобиль фактически продолжает эксплуатироваться, а полис уже расторгнут, отмечает управляющий директор по автострахованию "Ренессанс страхование" Сергей Демидов. Ранее для досрочного расторжения договора достаточно было заключения эксперта, автомобиль же могли продать и использовать.
Если при смене собственника авто страхователь не хочет расторгать договор ОСАГО, то о новом владельце теперь нужно будет сообщать страховщику. На самом деле такая практика применяется и сейчас, но это правило делает подход всех страховщиков единым и закрывает двойное толкование норм закона, уточняют в пресс–службе "Росгосстраха".
Кроме того, изменилась процедура рассмотрения убытков. Согласно новым правилам, страховая компания будет рассматривать убыток без представления потерпевшим документов о ДТП, оформленных полицией, но только если у неё есть возможность получить эти сведения самостоятельно. Последняя норма внедряется с целью развития функционала приложения "Помощник ОСАГО" и налаживания более эффективного взаимодействия страховщиков с ГИБДД.
Возможность рассматривать убыток без предоставления потерпевшим документов о ДТП, оформленных полицией, в будущем позволит сократить срок принятия решения по событию и минимизирует риски фальсификации документов, отмечает Игорь Люкин, директор департамента урегулирования убытков "Абсолют Страхование". "Но эта мера заработает в будущем, когда страховщик сможет самостоятельно получить необходимую информацию из базы данных ГИБДД. Пока таких данных у нас нет, будем работать по старинке", — добавляет он.
Отладить и протестировать
Чтобы получить результаты экспертизы от страховой компании, теперь не нужно писать заявление — для этого достаточно связаться со страховщиком через электронную почту, офис или личный кабинет. Возможность знакомиться с результатами независимой экспертизы существовала и раньше, но по отдельному запросу клиента, напоминает Игорь Люкин. Теперь страховщик должен будет отправить отчёт без запроса способом, который выберет клиент при подаче заявления. Для реализации задачи страховщикам необходимо скорректировать порядок работы и автоматизировать процесс отправки отчёта. Количество жалоб возрасти не должно, считает эксперт.
Также автовладельцам больше не нужно снова посещать страховую компанию после постановки автомобиля на учёт в ГИБДД, чтобы вписать в полис номер машины. Страховщики могут самостоятельно получить эти данные из Единой автоматизированной информационной системы (АИС) обязательного страхования.
В целом, как отмечают в РСА, в основном изменения носят уточняющий характер и в большей степени касаются работы страховых компаний. Страховщики оценивают их положительно, обещая, что вырастает уровень обслуживания клиентов. Процесс урегулирования убытков станет прозрачнее и понятнее, а в будущем позволит сократить список документов, необходимых для получения возмещения, говорит Игорь Люкин.
"Крайне важны техническая реализация и корректная работа данных сервисов как на стороне РСА, так и на стороне ГИБДД. Говорить, что клиентам уже сейчас можно расслабиться, преждевременно. Для начала эти сервисы нужно отладить и протестировать", — считает руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО Страхового дома ВСК Татьяна Кудрявцева.
Выплаты опережают премии
По словам Наталии Дмитришиной, замдиректора Центра обслуживания клиентов Северо–Западного регионального центра "РЕСО–Гарантия", нововведения носят технический характер и вряд ли повлияют на процесс сборов и выплат. Здесь всё будет зависеть от инфляции и новых тарифов.
Выплаты по ОСАГО растут в связи с изменением цен в справочниках, эта тенденция сохраняется, поскольку предпосылок к снижению стоимости запчастей нет, говорит Наталия Дмитришина. Она полагает, что к концу года эта тенденция может даже усилиться, так как буквально недавно было ещё одно повышение цен, хотя и не столь значительное, как в июне. Также на рынке сократится общий объём договоров, учитывая, что значительно снизились продажи автомобилей — как новых, так и подержанных, добавляет Дмитришина.
Пока рынок располагает только данными за первое полугодие. Сборы по ОСАГО в Петербурге выросли на 5%, до 7,7 млрд рублей (рост по РФ составил 7,8%), выплаты — на 13%, до 4,6 млрд (по РФ на 17%). Новые справочники запчастей, которые учитывают резко изменившуюся ситуацию с ценами, действовали лишь 10 дней первого полугодия — с 20 июня. "Рынок почувствует рост убытков в III квартале. Можно прогнозировать рост убыточности на 20–25%, примерно такой рост средней стоимости ремонта вызовет произошедшее подорожание запчастей на 30%", — предсказывает Сергей Демидов.
Алексей Тюрников, руководитель проекта разработки и развития продуктов по автострахованию "Абсолют Страхование", согласен, что выплаты продолжат расти: водители эксплуатируют авто в том же режиме, частотность возникновения страховых случаев (ДТП) осталась той же, а вот средняя стоимость корзины запчастей возросла на 27–30%. Однако благодаря позиции ЦБ, поддержавшего идею разрешения расчёта стоимости ремонта исходя из стоимости неоригинальных запчастей, вероятно, рост выплат не будет столь резким, надеется страховщик.
Сейчас РСА завершает публичную проверку нового справочника средней стоимости запчастей. Он составлен в том числе с учётом цен аналогов оригинальных запчастей по правилам, вступившим в силу 11 сентября, и позволит сдержать рост стоимости ОСАГО. Ожидается, что новый справочник выйдет 19 октября. РСА также предлагает рассмотреть возможность ремонта по ОСАГО с использованием б / у запчастей и увеличить сроки ремонта. Регулятор воспринял предложение негативно, но, учитывая нехватку запчастей, рассматривать такие варианты необходимо, пояснили в РСА.
Что касается премий, то их рост по итогам года не будет значительным, несмотря на расширение тарифного коридора. В сентябре ЦБ расширил его на 26% в обе стороны, но полисы стали дороже только для рискового сегмента, а для аккуратных водителей премия осталась практически без изменений и даже снизилась, отмечает директор филиала "Ингосстраха" в Петербурге и Ленобласти Владимир Храбрых.
Как сообщил РСА, за первые 2 недели после расширения тарифного коридора средняя премия в России выросла на 10%, до 7683 рублей. В Петербурге рост составил 14% — с 9213 до 10 462 рублей.
“
Основными событиями, которые определяют динамику премий и выплат по ОСАГО, как правило, являются пересмотр справочников запчастей, по которым производится расчёт стоимости ремонта, а также изменение границ тарифного коридора. В текущем году произошло существенное удорожание стоимости запасных частей, что нашло отражение в справочнике и неизбежно повлияло на тарифы, коридор по которым также был расширен. По нашим ожиданиям, по итогам 2022 года объём премий по ОСАГО в целом по РФ вырастет на 6–7% относительно 2021 года, до 240 млрд рублей.
Ольга Любарская
старший директор по страховым рейтингам агентства "Эксперт РА"
“
Для клиентов наиболее важным нововведением в правилах ОСАГО станет более простое получение от страховщика результата экспертизы по определению размера страхового возмещения. Сразу при подаче заявления на выплату клиент сможет выбрать удобный для себя способ получить расчёт. Изменения не оказывают основополагающего влияния на страховой тариф или же на величину выплат. Мы полагаем, что по итогам 2022 года ОСАГО в премиях вырастет на 10–11% за счёт расширения тарифного коридора, однако возможны и иные тренды, многое будет зависеть от ситуации в стране и мире.
Игорь Лаппи
генеральный директор "Совкомбанк Страхование"