В последние годы ведутся активные работы по преображению Смольного собора, как архитектурной и храмовой доминанты Петербурга. Теперь, в конце октября, в нём появится свой объект поклонения.
Именно в это время планируется перенести в обитель точный список с чудотворной иконы Феодоровской Божией Матери, хранящейся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме. Этот проект, как и многие другие в Смольном соборе, реализуется при непосредственной поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге (далее — Фонд).
Выбор очевиден
Решение сделать икону Феодоровской Божией Матери наиболее почитаемой в Смольном соборе получило одобрение Санкт-Петербургской епархии и было принято неслучайно.
Согласно одному из преданий, ещё в 1239 году этим святым ликом Александра Невского благословили на брак с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславовной. Дело в том, что на оборотной стороне иконы находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей молодости, свадеб и невест. Что же касается Смольного собора, то он изначально возводился, как женский монастырь, позднее в нём помещался институт благородных девиц — первое высшее женское учебное заведение России. Таким образом, он всегда считался символом юношества, образования, студенчества, чистоты.
Однако, пожалуй, ещё более важно то, что икона Феодоровской Божией Матери имела огромное значение для российского императорского дома. Так, в 1613 году именно её образом Михаил Фёдорович Романов, первый из монархической династии, был благословлён матерью, инокиней Марфой, на царствование. Позже иконой крестили цариц иноземного происхождения и давали отчество Фёдоровна в честь Богоматери. К слову, вся история Смольного монастыря неразрывно связана с династией Романовых — его строительство началось при Елизавете Петровне и закончилось при Николае I.
А по утверждённому в 1835 году "Положению о соборе", храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора Николая I Марии Фёдоровны, которая глубоко почитала икону. В честь неё был освящён один из пределов собора.
Феномены старины
О чудесных свершениях, связанных с образом Феодоровской Божией Матери, свидетельствуют события, происходившие в Костроме на рубеже XII-XIII веков, куда, согласно сказаниям, икона была перенесена из разорённого ханом Батыем Городца. Святыню поместили в церковь великомученика Феодора Стратилата, после чего за ней и закрепилось название "Феодоровская".
Согласно сохранившимся сведениям, иконе удалось пережить два пожара в Костромском соборе и в обоих случаях сохранить свою целостность. Ещё одно чудесное событие связано с неожиданным наступлением на Кострому татар в 1260 году. Ополчение великого князя Ярослава Всеволодовича тогда составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Городу грозило полное разорение, но мудрый полководец решил его отстоять, призвав на помощь высшие силы: он велел воинам нести перед собой образ иконы Феодоровской Божией матери. Во время битвы от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. В результате татары обратились в бегство, и костромичам удалось одержать победу. В память об этом князь утвердил крест, как раз там, где в момент схватки находился чудотворный образ. Позднее на этом месте была выстроена каменная часовня.
Достойна оригинала
После благословения на царствование Михаила Фёдоровича, появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы. Один из первых был заказан и принесён в Москву матерью монарха. Со второй половины XVII века получили распространение экземпляры с клеймами, описывающими события из истории чудотворного образа.
В XIX веке святыня была украшена драгоценными камнями — бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами, жемчугом. В конце столетия для неё создали золотой оклад весом 10 кг. На протяжении многих веков оригинал чудотворной иконы сохранялся в хорошем состоянии. По многочисленным свидетельствам прихожан, краски начали тускнеть лишь незадолго до потери Романовыми царской власти.
Процесс создания списка для Смольного собора занял почти год. Как рассказали "ДП" в Фонде, в результате получилось эксклюзивное изделие ручной работы, не подлежащее массовому тиражированию. Икона выполнена в технике темперной живописи, оклад изготовлен на основании 3D-модели, а его рельеф отчеканен на металле. Оформление осуществлялось при помощи сусального золота, страз, полудрагоценных камней, искусственно выращенного жемчуга. Всего на разных этапах принимали участие восемь мастеров. Среди них — иконописцы, резчики по металлу и дереву, ювелиры.
На сегодняшний день сложно делать прогнозы, станет ли точная реплика иконы Феодоровской Божией матери чудотворной, подобно оригиналу. Зато одно ясно наверняка. Уже в этом году Смольный собор, как и все крупные православные храмы Петербурга, наконец, обретёт свою почитаемую икону и ещё больше приблизиться к тому, чтобы стать новой точкой притяжения в Северной столице — как для туристов, так и для паломников.