Несмотря на введённую в Петербурге "базовую готовность", в Смольном стараются не пугать горожан раньше времени.
"Петербург сохраняет привычный ритм в условиях усиления мер по обеспечению безопасности. В городе налажено межведомственное взаимодействие, есть все необходимые ресурсы. В настоящее время никакие ограничительные меры в мегаполисе не вводятся", — сообщила, ссылаясь на губернатора, вечером в среду, 19 октября, пресс–служба Смольного. Больше никаких официальных заявлений по поводу подготовки города к существованию в режиме базовой готовности она не распространяла.
В президентском указе для Петербурга и других регионов, для которых введён самый лёгкий "уровень базовой готовности", есть только два пункта: повсеместное усиление охраны и введение "особого режима работы объектов" жизнеобеспечения.
"Введение ограничения работы общественного транспорта, а также ограничения на пересечение границ Петербурга воздушным и ж.–д. транспортом на текущий момент не предусмотрено", — заявили после этого в Комтрансе.
"Никакой информации от комитета по транспорту у нас пока нет по поводу режимов готовности. Всё в штатном режиме. Никаких срочных задач нам пока не поступало на этот счёт, но, наверное, такие будут", — рассказали "ДП" в одной из транспортных компаний. Перевозчики отмечают, что водители регулярно проходят инструктажи по поведению в экстренных ситуациях. На вопрос, есть ли у Комтранса план действий на случай ужесточения режима, в ведомстве сообщили, что "такого плана на настоящий момент нет".
Собеседники "ДП" на предприятиях топливно–энергетического комплекса с осторожностью комментируют тему. При этом о каких–то изменениях в работе никто не сообщает. "Пока у нас обычный режим, всё спокойно", — рассказывают представители одного из городских поставщиков тепла. В комитете по энергетике и инженерному обеспечению "ДП" сообщили, что комплекс продолжает функционировать штатно. Там добавляют, что был актуализирован и утверждён план действий при установлении уровней террористической опасности — он направлен для исполнения в организации инженерно–энергетического комплекса города.
При этом сам президентский указ не конкретизирует предписываемые меры.
“
"Российские законы, насколько я знаю, не предусматривают режима “уровень базовой готовности”, — заявил “ДП” Сергей Бакешин, старший юрист Maxima Legal. — Есть режим повышенной готовности, но он упоминается в законе о защите от чрезвычайных ситуаций и относится к таким случаям, как, например, пандемия. К тому же в преамбуле этого указа не содержатся ссылки на закон, в рамках которого эти режимы устанавливаются. Что также косвенно свидетельствует об отсутствии такового. Однако все меры, которые там упомянуты, в законодательстве есть — они содержатся в законе “О военном положении”. В частности, то, что вводится во всех регионах, — первые меры из п. 2 ст. 7 этого закона. Причём они переписаны оттуда буквально. В случае введения военного положения не обязательно задействуются все меры, предусмотренные этим законом, — для разных территорий могут быть разные режимы".
При этом в указе есть распространяющийся на всех пункт, что в регионах должны быть созданы оперативные штабы, возглавляемые губернаторами. Их решения будут иметь обязательный характер не только для граждан и организаций, но и для региональных управлений федеральных ведомств.
"Такого рода штабы создавались во время пандемии и являлись совещательными и консультативными органами. Непонятно, как на практике будут реализовываться полномочия главы региона по управлению деятельностью федеральных органов власти в своём регионе, так как по действующим законам они не должны зависеть от него", — говорит Сергей Бакешин.