Упаковка раздора: дело о пельменях–нарушителях завершилось мизерным взысканием

Автор фото: ТАСС

Производитель полуфабрикатов из Ленобласти "Морозко" отбился от иска на 140 млн рублей

С таким требованием в Арбитражный суд Московской области в марте обратилось ООО "Альянс" из Подмосковья. Компания, чья выручка последние 3 года держится на уровне 62–65 млн рублей, владеет правами на 101 бренд, следует из данных сервиса "Контур.Фокус".
Поводом к спору стал объёмный товарный знак, представляющий собой упаковочный пакет чёрного цвета с надписью "СИБИРСКАЯ SИБИРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ", права на который принадлежат "Альянсу" до 2031 года.
По мнению "Альянса", его права нарушило ООО "Морозко", принадлежащее бизнесмену Юрию Гусеву (№ 61 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021). Предприятие в 2018 году запустило новую линейку пельменей в чёрной упаковке — "Цезарь Император" и "Caesar Сибирские рецепты Platinum Платинум". Эти упаковки являются сходными до степени смешения с товарным знаком "Альянса", считает заявитель.
"Альянс" просил взыскать с "Морозко" 140,2 млн рублей компенсации за нарушение его исключительных прав. Расчёт производился как двукратная стоимость якобы контрафактного товара за март–август 2019 года. В общей сложности истец насчитал 362,8 тыс. пельменных пачек–нарушителей.
Связаться с "Альянсом" не удалось, в "Морозко" отказались от комментариев. Однако, как следует из материалов дела, производитель полуфабрикатов просил в иске отказать, а если же суд удовлетворит требование "Альянса", то снизить размер компенсации до 1,84 млн рублей.
В итоге арбитраж признал доказанным факт сходства брендов до степени смешения, отметив, что для такого вывода даже не требуется экспертиза, но отказался удовлетворить финансовые претензии истца в полном объёме.
По мнению суда, "Альянс" не смог документально подтвердить количество проданных упаковок пельменей. К слову, ни фото–, ни видеофиксация процесса покупки товара не была представлена "Альянсом". Суд также учёл: истец не доказал недобросовестность ответчика и наличие у "Морозко" прямого умысла на нарушение прав "Альянса".
Зато "Морозко", обосновывая свою позицию, представило бухгалтерские документы. И это сыграло решающую роль. В итоге арбитраж взыскал с производителя замороженных продуктов только 1,84 млн рублей.
Сейчас, как следует из материалов дела, "Морозко" не производит пельмени под спорным брендом (остатки упаковки утилизированы).
"Рассматриваемое дело можно отнести к категории типовых споров по защите исключительного права на товарный знак. Они всегда были и есть в судебной практике и очень распространены", — отмечает Анастасия Герман, ведущий юрист юрфирмы Intellect.
Пока неизвестно, будет ли "Морозко" обжаловать решение первой инстанции. Однако, по мнению Анастасии Герман, многократное снижение компенсации можно считать для ответчика успешным завершением дела. "И вряд ли обжалование судебного акта приведёт к его отмене в этой части", — добавляет эксперт.