Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Госкомиссия обсудила Арктику
Недавно прошло очередное заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики — органа, призванного координировать формирование и реализацию госполитики по Заполярью.
Речь шла о ряде практических тем, актуальных для Арктики. Так, собравшиеся обсудили строительство судов аварийно-спасательного флота для Северного морского пути. До 2025 года в строй должны встать шестнадцать новых современных спассудов, причём шесть из них должны быть сданы не позже 2023 года. Однако есть проблема: зарубежные контрагенты отказываются поставлять их ключевые узлы из-за санкций. Участники договорились наладить импортозамещение, задействовав судостроительные мощности Заполярья.
Ещё один важный вопрос — совершенствование механизма единой субсидии, распространённого на АЗРФ решением президента, принятым на полях ВЭФ. По итогам заседания Минвостокразвития и главам заполярных регионов было поручено доработать данный механизм с учётом новых стратегических вызовов.
За скобками заседания остался вопрос: а что делать с самой Госкомиссией? Сейчас этот институт переживает не самый простой период — будучи формально одним из ключевых центров принятия стратегических решений по АЗРФ, комиссия по факту уступила свою роль профильным министерствам и корпоративным игрокам. Возможно, она могла бы найти себя в решении отдельных предметных задач, в конкретных историях развития наподобие кейса спассудов?
Правительство велело не чадить
В Заполярье приступят к целенаправленному снижению воздействия на окружающую среду — так предписывает распоряжение, утверждённое федеральным правительством.
Правительственный план включает в себя тринадцать мероприятий по снижению объёма выбросов в атмосферу и сбросов в моря и реки российской Арктики. Среди таких мероприятий — шаги по сокращению использования угля и мазута в качестве топлива, а также перевод котельных и ТЭЦ на природный газ, биотопливо, древесные пеллеты и щепу. Документ требует подготовить до конца 2024 года планы по стимулированию перехода автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта на газомоторное топливо; также должны появиться программы строительства и модернизации очистных сооружений, обслуживающих населённые пункты и портовые зоны АЗРФ. Чтобы поддержать должный темп модернизации, правительство применит финансовый "кнут": распоряжение предусматривает увеличение платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в Заполярье.
Улучшение экологической ситуации в нашей Арктике — масштабный вызов, ответ на который сопряжён со множеством трудностей и затрат. Чего стоит одна смена топливной парадигмы АЗРФ — переход с мазута и угля на менее "грязные" виды топлива. Но все эти усилия необходимы, ведь иначе разрушение северных экосистем продолжится — а параллельно продолжит деградировать и городская среда Заполярья. Отрадно, что практические шаги в данном направлении делаются.
"Урал" вернулся в Петербург
Универсальный атомный ледокол "Урал" проекта 22220 завершил программу ходовых испытаний, начатую 14 октября, и возвратился на Балтийский завод, где идёт строительство судов данной серии.
Во время проходивших в Финском заливе заводских испытаний специалисты оценили работу реакторной и паротурбинной установок атомохода, его систем электродвижения, валопроводов и палубных механизмов (якорного и рулевого устройств), проверили его скоростные и маневренные характеристики, функционирование общесудовых систем и систем автоматики, а также систем навигации и связи. Также была протестирована работа вертолётного комплекса.
Передача судна заказчику — не за горами.
ЗАТО и реновация
В Мурманской области согласовали расходы по третьему этапу реновации жилья в закрытых административно-территориальных образованиях — ЗАТО. На 18 ЗАТО в 2023–2024 годах будет выделено 18 млрд рублей.
В планах — модернизация жилищной, энергетической и социальной инфраструктуры военных городков, гарнизонов и прочих населённых пунктов, в которых проживают военные. Мероприятия пройдут в рамках программы реновации, стартовавшей в Кольском Заполярье в 2021 году по поручению президента России. Ожидается, что по итогам её реализации более 152 тысяч человек смогут улучшить свои жилищные условия.
Мурманская область — одна из наиболее "военизированных" на карте нашей Арктики: сказывается пограничный статус региона, а также его особая роль как базы Северного флота. Упомянутые 152 тысячи жителей составляют внушительные 20% населения Кольского Заполярья. Застарелые проблемы ЗАТО ("усталость" жилого фонда, одряхление инфраструктуры и проч.) негативно сказываются как на общем состоянии региона, так и, опосредованно, на обороноспособности страны. Поэтому чем быстрее власти решат эти проблемы, тем лучше.